10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Все это происходило с ними,
как
образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. |
Язык Павловых посланий порой становится образным, символическим. В Торе он находит примеры, годные и для своих современников. Казалось бы, то событие, которое упоминает апостол, и церковная ситуация в Коринфе похожи друг на друга лишь условно. Хотя, конечно, грех всегда грех, и отступничество — всегда отступничество. Но Павел говорит о большем. Он говорит о внутренней связи не только событий, но и того духовного пространства, внутри которого они происходят. Того пространства, которое можно было бы назвать пространством Завета.
Пространством того союза между Богом и человеком, которое, включаясь в течение исторических событий, делает историю священной. И в этой священной истории время течёт нелинейно, так, что можно иметь отношение к событиям, к которым на уровне обычных причинно-следственных связей никакого отношения иметь не можешь. Вот такие отношения и описываются символами, внутри которых картина тоже строится не так, как она строилась бы по законам линейной или хронологической перспективы. Именно в таком смысле апостол и говорит, что сказанное о людях, живших почти за полтора тысячелетия до прихода Христа, сказано также и о его современниках.
Потому, что всякая теофания, всякое богоявление, когда бы и где бы оно ни происходило, связано с тем Царством, которое в полноте вошло в мир через Христа и во Христе. И, приобщаясь Царства и его жизни, каждый христианин начинает иметь отношение ко всем богоявлениям, где бы и когда бы они ни происходили.
Поэтому христианство и не является личным делом человека. Оно глубоко личностно, оно основано на личных и каждый раз совершенно уникальных отношениях конкретного человека со Христом, но, раз установившись, эти отношения сразу же приобретают тот же вселенский, космический масштаб, который имеет всё, относящееся к Царству.
И каждый выбор христианина, сделанный им в своей христианской жизни, тоже становится выбором вселенской значимости. Об этом и напоминает Павел адресатам своего послания, некоторые из которых, похоже, нашли в христианстве лишь некую комфортную для себя нишу, вовсе не думая о том, что такое христианская жизнь на самом деле.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. |
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сел есть и пить, и встал играть". 8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Все это происходило с ними,
как
образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. |
Продолжая разговор о жизни в Царстве, Павел обращается к истории Исхода (ст. 1–5). Для него, как видно, эта история становится прообразом духовных процессов, происходящих в жизни отдельных христиан и целых церквей (ст. 6–11). Такое сравнение, разумеется, не случайно: ведь Церковь для апостола — не что иное, как новый народ Божий, тот самый остаток, о котором говорили великие пророки Израиля. И ему важно, чтобы народ Божий оставался именно народом Божиим, не вырождаясь духовно и не превращаясь ни в чисто религиозную общину, которых во все времена было множество, ни в некое своеобразное «застольное братство», связанное не общей жизнью Царства, а общими взглядами и интересами. А для этого необходимо было избежать двух крайностей: чрезмерной религиозной формализации церковной жизни, с одной стороны, и духовного расслабления, ведущего к нравственной распущенности, с другой.
Именно в таком контексте звучит предостережение Павла коринфским христианам по поводу возможного падения (ст. 12). Важно было найти ту золотую середину, которая позволила бы христианам остаться жителями Царства, не уклонившись ни в одну, ни в другую сторону. Но сделать это было непросто: ведь сознание падшего человека, ориентированного на наш, ещё не преображённый мир и его законы, знает лишь одну альтернативу: религиозность, понимаемую как система жёстких ограничений и регламентации всей жизни, как внутренней, так и внешней, или то, что называется обычно «свободой», которая в пределе предполагает свободу и от нравственных норм тоже, включая заповеди, данные Богом. Уйти от этой альтернативы было непросто, а сама она становилась настоящим духовным испытанием для коринфской церкви, пройти которое можно было лишь с помощью Божией (ст. 13).
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. |
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сел есть и пить, и встал играть". 8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Все это происходило с ними,
как
образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. |
Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Невозможно пройти мимо этих слов апостола Павла. Дело в том, что всякий дар Божий сопряжен для нас с известным риском. Во-первых, это возможность злоупотребить этим даром, то есть употребить его не так, как того хотел Бог. Так мы злоупотребляем способностью любить, превращая ее в разврат. Так способность трудиться мы превращаем в погоню за деньгами. Но на практике не менее важен риск присвоить себе то, что Бог дал нам в пользование. Так мы присваиваем себе самих себя и свою жизнь, забывая благодарить за нее. Так мы присваиваем благоволение Божие и Его милосердие к нам, живя так, как будто Он чем-то нам обязан и поэтому будет обслуживать наши интересы. Чем обильнее же дары Божии, тем выше риск.
Поэтому так важно слово апостола. Ты всегда находишься в опасности подумать, что с тобой все в порядке, что ты стоишь прямо перед Богом. И это будет неправдой, потому что Бог предусмотрел для нас истинное совершенство, которого ты еще не достиг. Но ровно так же существует и опасность думать, что Он не предназначил тебя для спасения и жизни. Не следует принимать твоего сегодняшнего состояния за окончательное, так как ты прожил еще не все отпущенное тебе время.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||