Врач
Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: "Я Господь, целитель твой" (Exodus 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (2 Regum 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2 Paralipomenon 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны -> исцеление от болезней и -> воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Genesis 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии. То, что их услуги оплачивались, следует из Exodus 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иoв доверял Богу больше, чем "бесполезным врачам", как он называет своих друзей (Iob 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Isaiae 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления "дщери народа", т.е. Иудеи (Ieremiae 8:22). Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (Marcum 5:26; Lucam 8:43). Иисус приводит поговорку о В., к-рый должен исцелить самого себя (Lucam 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (Matthaeum 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: "ранами Его мы исцелились" (Isaiae 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, - В. по профессии (Colossenses 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и -> "составляющие масти" (мази), к-рые нередко заменяли В. Несмотря на то, что в Библии говорится о нек-рых -> болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Isaiae 1:6; Isaiae 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции - вино (Lucam 10:34). К этому прибавлялось лечение мазями и бальзамом (Ieremiae 8:22; Ieremiae 46:11; Ieremiae 51:8); упоминается и глазная мазь (Apocalipsys 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Ezechielis 30:21), к-рая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Isaiae 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), к-рые должны были помогать от бесплодия (Genesis 30:14); листья в качестве лекарства названы в Ezechielis 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1 Timotheum 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (Marcum 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1 Samuelis 16:16), а в Proverbiorum 16:24 говорится о "приятной речи", к-рая "сладка для души и целебна для костей". Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Danielis 4:12.20; Marcum 5:3; Lucam 8:29).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||