Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Скиния
[евр. мишкан, откуда греч. скенэ - "обитель"].
I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ
1) С. - это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Exodus 25:8). Ее другие названия: жилище (Exodus 26:1, в Синод. пер. - "скиния"), жилище или шатер Закона (Exodus 38:21; Numeri 9:15, в Синод. пер. - "скиния откровения") и дом Господа (Exodus 34:26). Наиб. употребительное ее название "скиния собрания" (Exodus 40:34) дословно означает "шатер собрания", т.е. место откровения Господа, о к-ром Он говорит: "Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]" (Exodus 29:42);
2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Exodus 33:7-11), т.е. временный шатер, к-рый Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.
II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе "образ" С. (Exodus 25:40; Actus 7:44; Hebraeos 8:5). Необходимый материал был собран посредством -> податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Exodus 38:25), и благодаря добровольным приношениям (-> Жертва) народа (Exodus 35:4-29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Exodus 36:5). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, к-рые руководили работами и учили прочих работников (Exodus 31:1-11; Exodus 35:30-35; Exodus 36:8);
2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Exodus 39:32-43), к-рый установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Exodus 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Exodus 29:37; Leviticus 8:33.35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Exodus 40:34; Leviticus 9:1.23). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Numeri 7).
III. ОПИСАНИЕ
1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Exodus 25, Exodus 26, Exodus 27, Exodus 28, Exodus 29, Exodus 30) и в сообщении о сооружении С. (Exodus 36, Exodus 37, Exodus 38, Exodus 39, ). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, -> с ковчега завета и с его крышки, служащей образом -> престола благодати (Exodus 25:10-22; Hebraeos 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к к-рой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. - -> светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми -> изображениями херувимов, - -> жертвенник курения (ср. 1 Regum 6:22; Hebraeos 9:3);
2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева -> ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Exodus 36:20). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, к-рые продевались сквозь кольца (Exodus 36:31). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, к-рые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Exodus 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Exodus 26:1). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;
3) прямоугольный -> двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес к-рых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Exodus 27:9). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Numeri 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на к-рых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;
4) во дворе помещался -> жертвенник всесожжения с его утварью (Exodus 38:3), а между ним и С. - -> умывальник (Exodus 40:6).
IV. СЛУЖЕНИЕ
Служение в С. отправляли -> священники и -> левиты (Exodus 28:43; Exodus 29:30; Numeri 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Numeri 1:50); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Leviticus 6:5.7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Exodus 30:1-7; Leviticus 24:1-9). Но в Святое Святых, "во мрак, где Бог" (ср. Exodus 20:21), мог входить только -> первосвященник раз в году, в великий -> День очищения (Leviticus 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.
V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
Во время странствования по пустыне С. стояла посреди -> стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Numeri 3:23.29.35.38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Numeri 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью ("столп облачный" и "столп огненный"): когда "столп" поднимался над С., это был знак отправляться в путь (Numeri 9:15-23). Во время передвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Numeri 10:11-28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Iosue 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Ieremiae 7:12-14) после утраты ковчега завета (1 Samuelis 4:11; Psalmorum 77:60) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (1 Paralipomenon 16:39; 1 Paralipomenon 21:29; 2 Paralipomenon 1:3). Между тем, Давид устроил в Иерусалиме другую С. (2 Samuelis 6:17). После сооружения -> храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (1 Regum 8:4).
VI. ЗНАЧЕНИЕ
1) С. была жилищем Господа (Exodus 25:8), святилищем, в к-ром Он как Бог израильтян обитал в их среде (Exodus 29:45). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Exodus 40:34). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Exodus 28, Exodus 29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Hebraeos 7:16; Hebraeos 8:1; Hebraeos 9:11), а также на Церковь, Его Тело (Ephesios 1:22), как на жилище Божье в Духе (Ephesios 2:19-22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Hebraeos 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Hebraeos 9:24). С. и Церковь, к-рые не имеют на земле постоянного града (Hebraeos 13:14; ср. 2 Samuelis 7:6; Lucam 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, исполнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Hebraeos 11:10) можно будет сказать: "се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Apocalipsys 21:3);
2) нек-рые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Hebraeos 13:10-13), завеса (Matthaeum 27:51; Hebraeos 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник - Иисус, свет миру (Ioannem 8:12), стол хлебов предложения - Иисус, хлеб жизни (Ioannem 6:35). Фор-ма куба, к-рую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Iob 11:7-9; Ephesios 3:18; Apocalipsys 21:16).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).