Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Псалом
Псалом. Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (-> Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Exodus 15:1-18; 1 Samuelis 2:1-10; Isaiae 38:10-20; Ionae 2:3-10.
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:
1) евр. название книги Псалтирь - Техиллим, "хвалебные песнопения" - происходит от глагола халая, "ликовать", "восхвалять" (ср."аллилуйя").0д-нако из всех П. только Psalmorum 144 обозначен как техилла ("хвалебная песнь"). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма - производное от глагола псаллейн, "играть на лире", к-рый указывает на способ исполнения П.;
2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Psalmorum 3 - Psalmorum 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Psalmorum 41 - Psalmorum 48), Малая книга песен восхождения (Psalmorum 119 - Psalmorum 133; -> Смена) и др. Это объясняет то обстоят-во, что, напр., песнь о безумце (Psalmorum 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Psalmorum 52). Псалтирь делят на пять книг (Psalmorum 1 - Psalmorum 40; Psalmorum 41 - Psalmorum 71; Psalmorum 72 - Psalmorum 88; Psalmorum 89 - Psalmorum 105; Psalmorum 106 - Psalmorum 150), первые четыре из к-рых завершаются краткими славословиями (Psalmorum 40:14; Psalmorum 71:18-20; Psalmorum 88:53; Psalmorum 105:48). Вероятно, Psalmorum 1 считался вступит., а Psalmorum 150 - заключит. песнопением всей Псалтири;
3) исполнение П.:
а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1 Paralipomenon 16:8-36 с Psalmorum 104 и Psalmorum 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Psalmorum 23; Psalmorum 47; Psalmorum 81; Psalmorum 93; Psalmorum 80; Psalmorum 92; Psalmorum 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели "Халлель" (Psalmorum 112 - Psalmorum 117; -> Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, - это, вероятно, книга песнопений, к-рая имела хождение в эпоху второго -> храма;
б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2 Paralipomenon 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Psalmorum 135, в к-ром вторая часть каждого стиха "Ибо вовек милость Его" воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, к-рый должны были петь народ или хор (Psalmorum 41 - Psalmorum 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1 Paralipomenon 25:1; 2 Paralipomenon 7:6; 2 Paralipomenon 29:25-30). Дальнейшее перечисление -> музыкальных инструментов, к-рые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Psalmorum 150:3-5. -> Поэтическое искусство -> Песня -> Хвалебная песнь;
в) многие выражения, смысл к-рых не совсем понятен совр. человеку, возм., служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово -> села, возм., указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как "плачевная песнь" (Psalmorum 7 и др.), "учение" (Psalmorum 31:1 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию к-рой следовало петь П. "О лани, на которую охотятся на заре" (Psalmorum 21:1, в Синод. пер. - "При появлении зари"), "О голубице, безмолвствующей в удалении" (Psalmorum 55:1);
4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Psalmorum 89), Давида (Psalmorum 3 - Psalmorum 31; Psalmorum 33 - Psalmorum 40; Psalmorum 50 - Psalmorum 64; Psalmorum 67 - Psalmorum 69; Psalmorum 85; Psalmorum 100; Psalmorum 102; Psalmorum 107 - Psalmorum 109; Psalmorum 121; Psalmorum 130; Psalmorum 132; Psalmorum 137 - Psalmorum 144), Соломона (Psalmorum 71; Psalmorum 126), -> Асафа (Psalmorum 49; Psalmorum 72 - Psalmorum 82), Емана (Psalmorum 87), Ефама (Psalmorum 88) и сынов Кореевых (Psalmorum 41; Psalmorum 43 - Psalmorum 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, к-рые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Psalmorum 136; ср. -> Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами к-рых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2 Samuelis 1:17-27; 2 Samuelis 3:33; 2 Samuelis 22:1 - 2 Samuelis 23:7; 1 Regum 4:32; Amos 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.
II. СОДЕРЖАНИЕ. Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., "цар. П." Или "песни восхождения". Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., к-рые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., к-рые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Psalmorum 91 - Psalmorum 99) и песнями восхождения (Psalmorum 119 - Psalmorum 133). Кр. того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Psalmorum 3; Psalmorum 6; Psalmorum 31; Psalmorum 37; Psalmorum 50; Psalmorum 87; Psalmorum 101; Psalmorum 129; Psalmorum 142); просьбы к Богу о помощи (Psalmorum 4; Psalmorum 5; Psalmorum 10; Psalmorum 27; Psalmorum 40; Psalmorum 54; Psalmorum 58; Psalmorum 63; Psalmorum 108; Psalmorum 119; Psalmorum 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Psalmorum 17; Psalmorum 28; Psalmorum 105; Psalmorum 110; Psalmorum 112; Psalmorum 116; Psalmorum 117; Psalmorum 133 - Psalmorum 135; Psalmorum 137; Psalmorum 143 - Psalmorum 150); утренние песнопения (Psalmorum 3; Psalmorum 5; Psalmorum 18; Psalmorum 56; Psalmorum 62; Psalmorum 107); назидат. П. (Psalmorum 1; Psalmorum 5; Psalmorum 7; Psalmorum 14; Psalmorum 49; Psalmorum 72; Psalmorum 93; Psalmorum 118; Psalmorum 138); мессианские П.(Psalmorum 2; Psalmorum 15; Psalmorum 21; Psalmorum 23; Psalmorum 39; Psalmorum 44; Psalmorum 68; Psalmorum 71; Psalmorum 109; Psalmorum 117); П. о славе Божьего творения (Psalmorum 8; Psalmorum 18; Psalmorum 28; Psalmorum 32); П. ист. содержания (Psalmorum 77; Psalmorum 104; Psalmorum 105); 2) хотя Псалтирь - это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как -> молитвы - это разговор с Богом, вопль ( -> призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, к-рая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Psalmorum 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Psalmorum 9) или вообще отрицающего существование Бога (Psalmorum 13; Psalmorum 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Psalmorum 16; Psalmorum 21; Psalmorum 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Psalmorum 136; Psalmorum 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Psalmorum 8:5; Psalmorum 143:3.4) и подобный червю (Psalmorum 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Psalmorum 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Psalmorum 37). Первое желание грешника - замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к - исповеданию, к-рое является предпосылкой прощения (Psalmorum 31; Psalmorum 78:9; Psalmorum 129:3). Однако не всякое -> страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Psalmorum 7; Psalmorum 25:2.11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их "из страшного рва, из тинистого болота" (Psalmorum 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Psalmorum 71:14) и даже от власти преисподней (Psalmorum 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Psalmorum 50:9-14). Прощение и искупление - это то, из чего произрастает благодарность Богу, к-рой исполнены сердца спасенных Им (Psalmorum 106; Psalmorum 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Psalmorum 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Psalmorum 21) явится как Царь славы (Psalmorum 23), победивший всех Своих врагов (Psalmorum 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Psalmorum 26:7-10; Psalmorum 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Psalmorum 85:11). Бог - это праведный Судья (Psalmorum 7:12-18; Psalmorum 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, к-рые неизвестны нам самим (Psalmorum 89:8); но праведность Бога (-> Справедливость) всегда сопровождается Его -> милостью, -> милосердием, добротой и -> верностью (Psalmorum 102:8-13; Psalmorum 144). Бог - праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Psalmorum 15; Psalmorum 22; Psalmorum 36; Psalmorum 41; Psalmorum 42), в т.ч. и в гонениях (Psalmorum 56; Psalmorum 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Psalmorum 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в к-рый придет помощь (Psalmorum 12:2.3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Psalmorum 72:23-28), дарующим благословение (Psalmorum 64; Psalmorum 66; Psalmorum 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Psalmorum 26; Psalmorum 45; Psalmorum 61; Psalmorum 90; Psalmorum 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, к-рая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Psalmorum 32; Psalmorum 33; Psalmorum 95) - так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Psalmorum 8; Psalmorum 18:1-7; Psalmorum 103; Psalmorum 148). Поэтому книга заканчивается призывом: "Все дышащее да хвалит Господа!" (Psalmorum 150:6).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).