Милость, благодать
I. Евр слова хен и хесед переводятся как "милость", при этом хен означает "благосклонность", "расположение" по отношению к определ. человеку (Genesis 19:19; Genesis 39:21; Genesis 47:29), а хесед - "поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи" (Genesis 24:12; Genesis 40:14; 1 Samuelis 20:8.14.15); слово хесед также - свидет-во любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего "милосердие", "сострадание" (Psalmorum 24:6; Psalmorum 39:12; Psalmorum 50:3; Psalmorum 68:17; Isaiae 63:7.9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, к-рое является однокоренным со словом хара - "радость". В Синод. пер. слово харис передано по-разному: "благодать" (Lucam 4:22; Actus 7:46; Actus 14:26; Actus 15:40; Colossenses 4:6), "любовь" (Actus 2:47; Lucam 2:52), "подаяние" (1 Corinthios 16:3), "доброе дело" (2 Corinthios 8:6), "благодарение" (Lucam 17:9; 2 Corinthios 8:16), "благодарность" в значении "вознаграждение" (Lucam 6:32-34).
II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной -> любовью (Exodus 33:19; Psalmorum 102:8-13; Isaiae 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Romanos 3:24; Romanos 11:6; Ephesios 2:8.9; ср. Deuteronomii 7:7.8). Однако Бог многомилостив (Exodus 34:6; Psalmorum 85:15; Ioel 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Proverbiorum 16:15; Proverbiorum 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Psalmorum 116:2), она поддерживает нас (Psalmorum 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар - жизнь вечную (Romanos 6:23). "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать" (Ioannem 1:14.16.17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Romanos 3:24; Romanos 4:4.16; Romanos 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Romanos 5:17.21; 2 Corinthios 12:9; ср. 1 Petri 2:19: "Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо" - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Ап. Павел проповедует "Евангелие благодати Божией" (Actus 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Titum 2:11.12). Милосердие требуется и от человека - как свидет-во его верности Богу (Osee 12:6; Michaeae 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Romanos 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2 Corinthios 1:12; ср. Ioannem 15:1-8). О себе самом Павел свидет-вует: "Не отвергаю благодати Божией" (Galatas 2:21; ср. 1 Corinthios 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией" (Hebraeos 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Actus 13:43; 2 Petri 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Actus 20:32; Romanos 1:7; Romanos 16:20.24; 1 Corinthios 1:3; 1 Corinthios 16:23 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Galatas 2:16.20.21): "Смиренным дает благодать" (1 Petri 5:5; Iacobi 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1 Petri 1:13); она - единств. сила, способная ему помочь: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Corinthios 12:9).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||