Право, правосудие
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) Господь - Бог справедливости и правого суда. Он творит праведный суд обиженным (Psalmorum 102:6; Psalmorum 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Isaiae 42:1). У библ. пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Isaiae 1:18; Isaiae 43:26; Ieremiae 2:35; Michaeae 6:1.2); речи -> Иова также напоминают о судебном процессе;
2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П. - священные, гражданские и социальные - соблюдались Его народом как Божье установление. -> Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П. Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Deuteronomii 1:17), иногда называли "богами" (Exodus 22:6.28 - в Синод. пер. - "судьи"; Psalmorum 81:1.6).
II. СУДЬИ
1) во времена патриархов отец семейства был одноврем. судьей над домочадцами (Genesis 38:24). Позднее, во время египт. плена, эта обязанность, вероятно, перешла к -> старейшинам (начальникам) народа, а после исхода из Египта - к Моисею (Exodus 18:15). По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (Exodus 18:13-26; Deuteronomii 1:9-18; Deuteronomii 16:18-20). Эти судьи одноврем. были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; т.о., отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (-> Чиновник, IV,1; -> Колено);
2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом -> судьи (1 Samuelis 7:15 - 1 Samuelis 8:3), среди к-рых названа и одна женщина, Девора (Iudicum 4:5). С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал -> царь (1 Samuelis 8:20; 2 Samuelis 14:4; 2 Samuelis 15:2-4; 1 Regum 3:16-28; 1 Regum 7:7);
3) Давид ставил судьями -> левитов (1 Paralipomenon 26:29-32), к-рые вместе со -> священниками призваны были наставлять народ в Законе. Иосафат реформировал систему правосудия (2 Paralipomenon 19:5-7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме. Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, к-рые там рассматривались (2 Paralipomenon 19:8-11; ср. предписание во Deuteronomii 17:8-13);
4) об отправления правосудия после вавил. плена -> Синедрион.
III. СУДОПРОИЗВОДСТВО
1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор. -> ворот (Deuteronomii 21:19; Ruth 4:1). Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (1 Regum 7:7). (О судопроизводстве во время рим. владычества -> Претория -> Судейское место, судилище);
2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Actus 23:30.35; Ioannem 8:10 - в Синод. пер. везде - "обвинитель"); о существовании обществ. обвинителей (аналог совр. прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно. На суде у Пилата иуд. первосвященники сами обвиняли Иисуса (Matthaeum 27:12; Ioannem 18:29); но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Actus 24:1.2). О составлении судебного протокола говорится в Iob 31:35. Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Leviticus 5:1). В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Matthaeum 5:25; Lucam 12:58; Lucam 18:3 - см. везде пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
3) израил. закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Exodus 23:1). Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказат-в в совершении особо тяжкого преступления (Deuteronomii 17:6; ср. Actus 23:29). Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Deuteronomii 19:15; Marcum 14:57-59; -> Клятва, V). Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей. Когда же первосвященник спросил Его: "Ты ли Христос?", утвердит. ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет. показаний и дал формальный повод к Его осуждению (Marcum 14:61-64). Рим правосудие давало обвиняемым П. защищаться перед лицом обвинителя (Actus 25:16). Кр. того, каждый рим. гражданин был вправе потребовать суда императора (Marcum 14:11).
IV. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА
В ВЗ действовал основной закон возмездия ("Глаз за глаз, зуб за зуб" и т.д.), к-рым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Exodus 21:24.25; Leviticus 24:19.20) или человек лжесвидет-вовал (Deuteronomii 19:18-21). За убийство (Exodus 21:12.23; Leviticus 24:17.21) и похищение человека (Exodus 21:16) полагалась смертная казнь (см. Genesis 9:5.6; -> Кровная месть -> Города-убежища). Другое правило действовало в отношении рабов. Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Exodus 21:26). Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (Exodus 21:34; Leviticus 22:11.13; Leviticus 24:18.21) или натур. продуктом (Exodus 22:5); вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Exodus 22:1). Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Exodus 22:18; Leviticus 20:27; Deuteronomii 13:6; Deuteronomii 17:2). В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств. вину (Deuteronomii 24:16; ср. 2 Regum 14:6). Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Iosue 7:24-26).
V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
По вопросу об исполнении наказаний -> Наказание, наказывать.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||