Иеффай
[евр. Йифтах, "Он (Бог) освободит, откроет"], галаадитянин, сын -> Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Tов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Iudicum 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Iudicum 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Iudicum 10:17.18; Iudicum 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Iudicum 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины. Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что "по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома" его (Iudicum 11:30.31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Iudicum 11:38). После этого "он совершил над нею обет свой". Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Leviticus 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1 Samuelis 12:11 и Hebraeos 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при -> Скинии (см. Iudicum 11:39) - такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||