Мысли вслух на Ин 1:18-28

В Евангелии от Иоанна о служении Иоанна Крестителя сказано совсем немного. Это кажется особенно странным, если вспомнить, что автором его является человек, который, прежде чем пойти за Иисусом, некоторое время был учеником Иоанна Крестителя. Но, с другой стороны, быть может, именно поэтому евангелист не считал нужным говорить много о личности Иоанна: вероятно, не только ему самому, но и его ближайшему окружению она была достаточно хорошо известна, так, что писать об Иоанне Крестителе много необходимости не было. Нужно было выделить в его служении главное, а главным было то, как сам Иоанн Креститель определял смысл своего служения, выражая его словами Исайи: приготовить путь Яхве. Тем самым пророк хотел сказать, что его задача — приготовление народа к приходу Мессии. А приготовиться к Его приходу означало, как свидетельствовал сам Иоанн Креститель, омыться, очиститься от греха. Конечно, в призывах пророка можно увидеть нечто, напоминающее многочисленные в те времена братства тех, кого историки религии называют «эмеробаптистами», «постоянно омывающимися». Такими были и ессеи, практиковавшие регулярные очистительные омовения. Если в традиционной иудейской практике омовение всегда было связано с очищением от конкретного совершённого человеком греха, то ессеи (включая кумранитов, с которыми Иоанн, по-видимому, был связан в молодые годы) делали это регулярно, считая, что оскверняет человека сама жизнь. Но сходство в данном случае было лишь внешним: в отличие от «постоянно омывающихся», Иоанн не считал, что очищение — процесс бесконечный. Он лишь был уверен, что очиститься до конца человек сможет только тогда, когда сила Божия полностью преобразит его природу. И ещё он был уверен, что грядущий Мессия сумеет это сделать. А своей задачей пророк, как видно, считал напоминание о том, что одной религиозности недостаточно и что человек, считающийся, согласно традиционным представлениям, чистым и вполне благополучным, в глазах Божиих таким не является. А потому нужно быть готовым к тому, чтобы сделать следующий шаг на пути противостояния собственной греховной природе. Шаг, открывающий путь в Царство.