Дар   «говорения   языками»,   «молитвы  языками»  или  просто  «дар  языков», по-гречески  «глоссолалия» — один из многих даров Святого Духа, который дается для  назидания  в  вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться 
  
    Дар «говорения языками», «молитвы языками» или просто «дар
      языков», по-гречески «глоссолалия» — один из многих даров Святого
      Духа, который дается для назидания в вере и возрастания Церкви. В разные эпохи и в разных
      частях Церкви этот дар проявляется по-разному, порой может становиться незаметным или заметно
      трансформироваться. Это естественно, ибо дары Святого Духа даются всегда с определенной целью
       — «для назидания Церкви». Тем не менее, можно утверждать, что в той или
      иной форме этот дар существует в Церкви всегда.
    Мы знаем, по меньшей мере, три главных разновидности этого дара.
    Во-первых, это дар говорения на неизвестном говорящему языке. Так говорят апостолы в день
      Пятидесятницы. Так, нередко, говорят проповедники и миссионеры, и слово их доходит до сердец
      слушающих. Существенно, что эта форма глоссолалии имеет место тогда и только тогда, когда
      человек говорит об Иисусе Христе, Его Кресте и Воскресении. В настоящее время этот дар
      довольно редок.
     Во-вторых, глоссолалия может выражаться в том, что человек в молитве славит Бога на
      языке, не существующем среди народов Земли. Обычно это называют «языками
      ангельскими». Любовь к Богу, благоговение перед Ним и восхищение Им охватывают в этот
      момент не только сердце человека, но и разум, и эмоциональную сферу… И вдруг молитва
      отливается в слова, непонятные самому человеку. По свидетельству древних христиан, Святой Дух
      при этом дарует другому человеку дар истолкования, для того, чтобы «Церковь не осталась
      без назидания». Этот дар и в настоящее время распространен достаточно, чтобы быть
      заметным явлением в Церкви.
    Однако, в наше время гораздо реже встречается дар толкования. Возможно, это связано с тем,
      что назидание современной Церкви осуществляется не так, как древней. Для понимания этого дара
      важно иметь в виду ряд моментов. Говорение языками ангельскими дается, как правило (хотя и не
      всегда), через молитву других христиан,  — тех, кто имеет этот дар. Далее, сам
      говорящий обычно не понимает смысла своих слов. Он осознает только некоторый несловесный смысл
      молитвы, в которой он заговорил на таком языке. В разных частях Церкви существует известная
      преемственность, так что по тому, как проявляется глоссолалия в молитве человека, можно
      довольно точно понять, в какой Церкви он обрел этот дар. Глоссолалия пятидесятников не такова,
      как у католиков, а глоссолалия лютеран отличается от глоссолалии православных. Нередко такая
      глоссолалия похожа на один из неизвестных человеку языков. Чаще всего такую глоссолалию (у
      всех конфессий) сравнивают с древнееврейским или с арамейским языком. Возможно, Святой Дух
      задействует при этом какие-то неизвестные нам стороны личности самого человека… Принципиально
      важно, что эта форма глоссолалии дается во время молитвы и для молитвы, обычно — для
      прославления Бога.
     В-третьих, существует еще одна форма глоссолалии, тесно связанная с предыдущей. Это
      скорее должно быть названо несловесной молитвой. Апостол Павел говорит об этом, что Дух Святой
      ходатайствует в нас воздыханиями неизреченными. От предыдущей формы такая молитва отличается
      тем, что в ней не всегда различимы отдельные речевые элементы (слова, фразы) и тем, что такая
      молитва скорее поется, чем произносится. Нередко она рождается как продолжение (и усиление)
      обычной нашей молитвы и псалмопения. При этом Дух Святой дает нашему сердцу вырваться за
      пределы человеческого языка, и обратиться к Богу каким-то иным, очень личностным, но
      несловесным образом.
     С глубокой древности эта молитва-глоссолалия преимущественно происходила во время
      богослужения. Это было настолько обычной вещью, что церковные богослужебные уставы второй
      половины первого тысячелетия даже фиксируют моменты в богослужении, когда обычно проявляется в
      общине этот дар Святого Духа. Некоторые православные уставы, в том числе русские, сохраняют
      такие указания вплоть до конца 15 века. В целом же с конца первого тысячелетия в основном эта
      форма глоссолалии переходит, скорее, в область церковно-музыкального творчества.
    С конца 19 века в разных частях Церкви Дух Святой начал вновь подавать эти дары явно, хотя
      и по-разному. Это, вероятно, связано с тем, что разные Церкви в разной степени
      «засохли» в богословском теоретизировании и утратили переживание живой связи с
      Духом. Для назидания в этом, быть может, Господь и обновляет в нас эти свои дары.
     Важно отметить в заключение, что единственный дар Святого Духа, который неизбежно
      необходим для жизни Церкви, без которого Ее не бывает — это дар любви. Остальное
      дается по мере нужды…