Библия-Центр
РУ

Новость дня на 26 Марта 2023

Пророки немало говорили о грехах и преступлениях народа Божия. Но в их словах было не только обличение, там всегда присутствовала и надежда. Времена Михея, младшего современника Исайи Иерусалимского, были эпохой в духовном отношении весьма неоднозначной. С одной стороны, правивший тогда в Иудее царь Езекия много сделал для борьбы с языческими культами, запретив публичное поклонение языческим богам в своей стране. Яхвизм оказался популярен, и проповедь Михея (равно как и Исайи) немало тому способствовала.

Но уничтожить языческие алтари и святилища оказалось куда проще, чем изменить людей, души и сердца которых оставались во многом прежними. Прежними оставались и грехи: яхвизм для подавляющего большинства новых верующих сводился к пышным религиозным церемониям и весёлым праздникам; о соблюдении данных Богом заповедей, о Торе при этом думали редко и неохотно. Религиозный подъём отнюдь не означал быстрых духовных перемен в обществе. Прежние грехи не отпускали людей, то, что вошло в привычку, изживалось медленно и с трудом, даже тогда, когда люди искренне хотели стать другими.

Проявилось то, о чём немало говорится в священнических книгах Пятикнижия: последствия греха, совершённого сознательно, довлеют над человеком, даже несмотря на раскаяние, так же, как довлеют они и над народом, если грех был общенародным. Тогда-то и было открыто пророку, что ситуация может быть изменена лишь особым, совместным целенаправленным духовным усилием Бога и Его народа. Михей ничего не говорит об испытаниях, которые ожидают народ, как говорит о них Исайя Иерусалимский, но он понимает, что изжить последствия совершённых народом грехов без потрясения, быть может, потрясения катастрофического, уже не удастся.

Однако понимает пророк и другое: Богу не нужны катаклизмы ради катаклизмов. Он лишь хочет дать Своему народу шанс начать историю с чистого листа, а для этого чистым листом должен стать и сам народ. Все исторические катаклизмы нужны, в конечном счёте, только ради этого. И ради того, чтобы в этой новой истории обновлённый народ сумел встретить обещанного ему Богом Мессию.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Михей связывает готовность Бога прощать грехи Своему народу (вернее, его остатку) с присущим Богу милосердием. Такая связь, конечно же, не случайна, и объяснить её проще всего исходя из того понимания милосердия, которое было уже у Осии... 

 

Перед нами картины нравственного распада. Не стало милосердных, ни на кого нельзя положиться. Состояние тогдашнего общества напоминает пророку опустошение сада после уборки плодов, когда ни одной ягоды не осталось на ветвях... 

 

Восклицание пророка Михея звучит в страшное время бедствий, когда на избранный народ обрушивается нашествие ассирийцев. Причиной несчастий пророки видят грехи людей, их измену завету, заключенному с Единым Богом. Гибель и разорение, которое несут ассирийский войска, представляются им закономерным результатом разрыва с Богом. Но не в этой трагической справедливости главное в пророческом откровении. Испытывать на себе гнев за предательство тяжко, но понятно для человека... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).