Второе пришествие Иисуса
I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает "прибытие властителя с официальным визитом". Наряду с ним употребляются также слова эпифанея - "явление" (напр., 1 Timotheum 6:14; 2 Timotheum 1:10; Titum 2:13) и апокалюпсис - "откровение" (1 Corinthios 1:7; 2 Thessalonicenses 1:7; 1 Petri 1:7.13; 1 Petri 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о -> Дне Господнем (см., напр., Ioel 2:1; Malachiae 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, к-рая свидет-вует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (-> Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога - и на обновленной земле.
II. ВЕСТЬ ИИСУСА
Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (Ioannem 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (Matthaeum 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., Ioannem 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. Ioannem 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (Matthaeum 24:1; Marcum 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (Matthaeum 24:30; Matthaeum 25:31; Matthaeum 26:64), а именно на облаках (Matthaeum 24:30; Matthaeum 26:64; ср. Danielis 7:13) в сопровождении ангелов (Matthaeum 16:27; Matthaeum 24:31; Matthaeum 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, "спадением" звезд (Matthaeum 24:29; Marcum 13:24; ср. Ioel 2:10.30.31; Ioel 3:15) и сотрясением земли и моря (Lucam 21:25). При этом на небе явится "знамение Сына Божия", а на земле будут слышны стенания людей (Matthaeum 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. Matthaeum 24:1; Marcum 13:1). Христос будет вершить поруч. Ему -> суд, к-рому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (Matthaeum 16:27; Matthaeum 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидет-вуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. Ioannem 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. Marcum 13:27; Ioannem 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (Matthaeum 24:36; Marcum 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (Matthaeum 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., Matthaeum 24:42; Matthaeum 25:1-13 и др.). Нек-рые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано "до края земли" (Matthaeum 24:14; Marcum 16:15; ср. Matthaeum 26:13; Matthaeum 28:19; Lucam 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии "господина", "жениха" или "царя" (Matthaeum 24:48; Matthaeum 25:5.19; Lucam 12:38). Притча, изложенная в Lucam 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как Matthaeum 10:23; Matthaeum 16:28; Matthaeum 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в Romanos 11:1. Текст Matthaeum 16:28 можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в Matthaeum 24:34 слова "род сей" можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА
Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Actus 1:11). Так они свидет-вуют об этом и в своих проповедях (ср. Actus 3:20; Actus 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1 Corinthios 1:8; 1 Corinthios 4:5; 1 Corinthios 11:26; 1 Corinthios 15:23; 1 Corinthios 16:22; 1 Thessalonicenses 2:19; 1 Thessalonicenses 3:13; 1 Thessalonicenses 4:13 - 1 Thessalonicenses 5:11; 2 Thessalonicenses 2:1; 2 Petri 3:12; Iacobi 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1 Corinthios 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (Philippenses 3:20; Titum 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2 Thessalonicenses 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (2 Thessalonicenses 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (Philippenses 2:10), а верующие получат воздаяние (2 Thessalonicenses 1:7) и похвалу (1 Corinthios 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние "прейдут" (2 Petri 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1 Thessalonicenses 4:17; 2 Thessalonicenses 1:7) вместе со всеми святыми Его (1 Thessalonicenses 3:13; 2 Thessalonicenses 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1 Thessalonicenses 4:16; ср. Danielis 10:21) и трубой Божьей (1 Corinthios 15:52; 1 Thessalonicenses 4:16; ср. Psalmorum 46:6; Ioel 2:1; Zachariae 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1 Corinthios 15:23; 1 Thessalonicenses 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1 Corinthios 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1 Corinthios 3:13; 2 Corinthios 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2 Thessalonicenses 1:11; 1 Ioannis 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1 Corinthios 1:8; 1 Thessalonicenses 3:13) и святыми (1 Thessalonicenses 5:23), не имеющими пятна или порока (Ephesios 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (Hebraeos 10:36; Iacobi 5:7). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1 Thessalonicenses 5:1-6; 2 Thessalonicenses 2:1-9; 2 Petri 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Psalmorum 89:4: "у Господа один день, как тысяча лет" (2 Petri 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1 Thessalonicenses 5:2.4; 2 Petri 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1 Thessalonicenses 5:3). Наступают последние дни (2 Petri 3:3) и конец времен (1 Corinthios 10:11; 1 Petri 4:7), последний час (1 Ioannis 2:18), приблизился день спасения (Romanos 13:11), Господь близко (Philippenses 4:5), Судья стоит у дверей (Iacobi 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (Hebraeos 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2 Thessalonicenses 2:2), и призвать их к упорному труду (2 Thessalonicenses 3:10-13). Итак, свидет-во о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, к-рые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, к-рый завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидет-вах Откровения, в к-рых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Apocalipsys 1:7: "Се, грядет с облаками"; она звучит и в посланиях церквам (Apocalipsys 2:16.25; Apocalipsys 3:11.20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Apocalipsys 8:5 - Apocalipsys 9:21; Apocalipsys 16:1), но время для обращения будет ограничено (Apocalipsys 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор - победу Агнца (Apocalipsys 11:15; Apocalipsys 12:10; Apocalipsys 17:14); из отверстого неба (Apocalipsys 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Apocalipsys 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Apocalipsys 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, к-рую Павел уже упоминал в 1 Corinthios 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Apocalipsys 21:3.5; Apocalipsys 22:3). -> Мессия -> Тысячелетнее царство -> Обетование.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||