Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Вечность, вечный
В греч. тексте Библии (Септуагинта и НЗ) понятие "вечность" передано словом эон ("временной отрезок", "эпоха", а также "безначальное время"), а определение "вечный" - прил. айониос. Как сущ., так и прил. могут иметь разнообразные значения, к-рыми частично были наделены евр. выражения в ВЗ. И только контекст позволяет судить о том, подразумевается ли в конкретном случае В. в смысле бесконечности во времени или имеется в виду лишь "долгое время", "время существования мира", "мир". Понятие В. проистекает из греч. небибл. мышления (см. ниже, I,Б).
I. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЧНОСТИ
А. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) нек-рые обороты речи выражают неопределен. прошлое или будущее: "от века", "прежде веков", "прежде вековых времен", "во все веки", "прежде всех веков" (Lucam 1:70; Ioannem 9:32; 1 Corinthios 2:7; 2 Timotheum 1:9; Titum 1:2; Iudae 1:25 и т.д.);
2) в возвышенном языке библ. молитв и славословий нередко используется мн.ч. от слова "вечность" - "в вечностях" (др. возможный перевод: "во веки", как в Синод. пер. - Matthaeum 6:13; Lucam 1:13; Romanos 9:5; Romanos 11:36; 2 Corinthios 11:31; Hebraeos 13:8);
3) подобные речевые обороты, в к-рых используется мн.ч., заставляют предполагать, что были известны множественные "временные периоды", "эры", "мировые эпохи". Т.о., понятие В. здесь имеет значение продолжительного, но не бесконечного временного отрезка. Мы обнаруживаем в НЗ места, в к-рых "время" и "вечность", соединяясь, образуют некое целое: Romanos 14:24; 2 Timotheum 1:9; Titum 1:2 - "прежде вековых [т.е. вечных] времен". Это выражение содержит внутр. противоречие и наполняется смыслом только в том случае, если представить себе неслыханно продолжительные, но не безграничные временние периоды;
4) для посланий ап. Павла, Послания к евреям, посланий ап. Петра и книги Откровение характерно "удвоение" понятия В.: "в вечностях вечностей" или "во веки веков", напр. Ephesios 3:21; 1 Petri 4:11; 1 Petri 5:11; Hebraeos 13:21 и т.д.;
5) в писаниях Иоанна В. не столько представляет собой временное понятие, сколько подразумевает определ. качество. Вечная жизнь, по Иоанну, начнется не в будущем - она уже началась для тех, кто вступил в общение с Христом (Ioannem 3:15; в греч. оригинале здесь употреблено наст. время).
Б. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Септуагинта использует для обозначения В. множество выражений, исходя при этом из текста евр. оригинала. Евр слово олам не имеет значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдаленное будущее - "навеки" (см., напр., Genesis 13:15) или прошлое - "издревле" (Genesis 6:4). Такой временной отрезок не обязательно должен быть бесконечным; в Amos 9:11 времена Давида названы йеме олам, букв. "днями вечности", но в Синод. пер. это выражение обоснованно передано как "дни древние". Важно и то, как понималось отношение между временем и жизнью. Представление о том, что прожитая жизнь не является В. и что В., как вневременная категория, есть форма существования Бога, не соответствует ветхозаветной т.зр. В Isaiae 45:17 наличествует мн.ч. понятия В. - "во веки веков"; пожелание: "царь! во веки живи!" (Danielis 2:4; Danielis 3:9 и др.; Nehemiae 2:3) следует понимать в значении долгого, но не безграничного периода.
II. ВЕЧНОСТЬ БОГА 1) слова эон, айониос имеют в Библии значение "вечность", "вечное" лишь там, где они употреблены по отношению к Богу. Если, напр., в Genesis 21:33; Isaiae 40:28; Romanos 14:25 Бог назван вечным, то тем самым подчеркнута прежде всего бесконечность Божьей жизни и бытия. (См. также Exodus 3:14: "Я есмь Сущий" и Isaiae 44:6: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога".) Бог вечен: Он - Тот, Кто сотворил мир, и Тот, Кто положит ему конец (Genesis 1:1; 1 Corinthios 15:28; Apocalipsys 21:5). Он существует "от века и до века" (Psalmorum 89:3), до сотворения вселенной (Psalmorum 89:3). Небо и земля исчезнут, но Бог и Его Слово останутся (Psalmorum 118:89; Isaiae 40:8; Matthaeum 5:18; Lucam 21:33; 1 Petri 1:25). Все это относится и ко Христу (см. Hebraeos 1:10 и изречения Иисуса, начинающиеся со слов "Я есмь" в писаниях Иоанна). Так соотносятся между собой В. Бога и недолговечность мира, огранич. его сотворением и концом. Поскольку Бог является "царем веков" и "нетленным" (1 Timotheum 1:17), то в полном смысле слова вечны Его имя (Psalmorum 134:13), Его слава (Psalmorum 103:31), Его правда (Psalmorum 118:142; 2 Corinthios 9:9), Его милость и истина (Psalmorum 99:5; Isaiae 54:8), Его милосердие (Пс 135), Его завет (Isaiae 55:3);
2) Бог заключает со смертным и колеблющимся человеком вечный завет (Genesis 9:16; Genesis 17:7.13.19). Он открывает ему возможность вечного спасения (Isaiae 45:17; Hebraeos 9:12) через Христа, "священника вовек" (Hebraeos 7:17). Верующих в Него через Христа и исполняющих Его волю Бог делает сопричастными Своей вечной жизни (Ioannem 5:24; Ioannem 6:51; 1 Ioannis 2:17). "Вечная жизнь", к-рой Христос наделяет Своих последователей, - это прежде всего сопричастность к полноте жизни, славе, силе, совершенству Бога и Христа, бесконечно возвышающих нас над всеми пространственными и временними ограничениями греховной земной жизни. За такое невыразимое благодеяние и милосердие Бог достоин благодарности, благословения и восхваления вовек (Psalmorum 40:14; Psalmorum 112:2; Psalmorum 113:26; Romanos 11:36; Romanos 14:26; Galatas 1:5; Ephesios 3:21 и проч.).
III. "СОВРЕМЕННЫЙ" И "ГРЯДУЩИЙ" МИР 1) слово айон (эон) может принимать след. значения: а) "время" - "эпоха", "век", "жизнь"; б) "мир" (-> Мир -> Вселенная). Употребление во мн.ч. слова айон (эон) можно объяснить бытовавшими в древности представлениями о том, что время существования вселенной делится на ряд отдельных эонов (ср. I,A,3). В таком случае эон (т.е. наш мир с момента его возникновения), теряя свою уникальность, неповторимость, оставался лишь одной из сменяющих друг друга эпох в бесконечном потоке времени. Тогда сотворение мира и его конец не следовало бы рассматривать как безусловное начало и безусловный конец, и вечность складывалась бы из бесконечного ряда более кратких "вечностей" - эонов. Таким было представление древневост. астрологов и эллинистич. гностиков о В. с их учением о вечном повторении всех вещей. Библ. учение о В. противостоит учению язычников и гностиков о вечном повторении. Сотворение мира и конец мира означают в Библии абсолютное начало и абсолютный конец. Такое линейное понимание времени, свойственное и зап. восприятию историч. процесса, берет свое начало в библ. мышлении;
2) однако нельзя не увидеть в НЗ и ясно выраженного свидет-ва о двух мирах (досл. "эонах"), о "нынешнем веке" и о "будущем веке". "Нынешний век" - это ограниченный во времени (от сотворения до конца света) мир пространства, греха и смерти. В НЗ он называется "век сей", "время сие", "нынешний век", "мир сей", "настоящий век". Будущий мир - это "грядущие века", "будущий век", "тот век", "Царство Божие", "совершенство мира", "новое небо и новая земля" - т.е. непередаваемая человеч. словами жизнь, к-рую нельзя сравнить с земным существованием (Matthaeum 12:32; Matthaeum 13:22.39.49; Matthaeum 24:3; Matthaeum 28:20; Marcum 4:19; Marcum 10:30; Lucam 18:30; Lucam 16:8; Lucam 20:34.35; Romanos 12:2; 1 Corinthios 1:20; 1 Corinthios 2:6.8; 1 Corinthios 3:18; 2 Corinthios 4:4; Galatas 1:4; Ephesios 1:21; Ephesios 2:2.7; 1 Timotheum 6:17; 2 Timotheum 4:10; Titum 2:12; Hebraeos 6:5; Hebraeos 9:26). "Сыны света" (Lucam 16:8) сопричастны будущему веку. Они достойны его и заслуживают участия в воскресении (ср. II,2); иными словами, они, как верующие, сопричастны к жизни Бога и Христа;
3) начало "будущего века" не связано у христиан исключит. со Вторым пришествием Христа: грядущий век отчасти уже присутствует в веке нынешнем. В этом существенное отличие христ. историч. мышления от иудейского, в к-ром начало "грядущего века" всецело связывается с ожидаемым приходом Мессии (представление об иуд. мышлении дают написанные после возвращения из плена апокалипсисы). Верующие уже сейчас избавлены от "настоящего лукавого века" (Galatas 1:4) и уже сегодня вкусили "сил будущего века" (Hebraeos 6:5). "Новый век", даже если он еще сокрыт от людских глаз, начался с приходом Христа (Marcum 1:15) и окончат. вступил в свои права с момента Его воскресения, к-рое стало началом всеобщего воскресения (1 Corinthios 15:20.23). Сообщение Духа верующим приносит духовные плоды (Galatas 5:22) и наделяет духовными дарами (Romanos 12:1; 1 Corinthios 12:1 и 1 Corinthios 14:1; Ephesios 4:1), предвосхищая вечную жизнь совершенного Божьего мира. Подвиг Христа, открывший Царство Божие внутри нас, уже совершен (ср. Lucam 17:21), но окончательно "новый век" проявится и откроется всем только в будущем. Мы живем еще в старом веке, но уже являемся детьми века нового. Новый век зарождается внутри старого. Согл. иуд. пред-ставлениям, смена веков совпадает с "серединой времени", и этот момент еще предстоит в будущем. -> Царство Божие.
IV. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО И ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ
ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО верующих и ВЕЧНОЕ ПРОКЛЯТИЕ неверующих. -> Блаженный -> Небо, небеса -> Проклятие -> Ад, преисподняя.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).