Сердце
I. В ВЗ и НЗ слово "С." употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. - это жизненно важный орган (см. Deuteronomii 28:28 - "оцепенение сердца"); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2 Samuelis 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют "всколебаться" С. (1 Samuelis 24:6; 2 Samuelis 24:10; Isaiae 7:2).
II. Слово "С." обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Psalmorum 33:19), печаль (Ioannem 16:6), смущение (Ioannem 14:1), скорбь (2 Corinthios 2:4) или радость (Ioannem 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Nehemiae 4:6, букв. "доставало сердце работать"), оно "обдумывает свой путь" (Proverbiorum 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2 Corinthios 7:3); здесь живет преданность (2 Samuelis 15:6), но может поселиться и ненависть (Leviticus 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Actus 7:39). В С. живут мудрость и глупость (1 Regum 3:12; Psalmorum 13:1; Proverbiorum 22:15), желание и надежда (Psalmorum 36:4), представления и знания (1 Corinthios 2:9). "От избытка сердца говорят уста" (Matthaeum 12:34). С. имеет способность рассуждать (1 Corinthios 7:37), умиляться (Actus 2:37); оно может быть приравнено к совести (1 Ioannis 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Proverbiorum 15:13; Marcum 2:6-8) - как злых (Actus 8:21), так и добрых (1 Timotheum 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Psalmorum 50:12; Lucam 8:15), но и злым и неверным (Lucam 6:45; Hebraeos 3:12). С. представляет всю личность (Psalmorum 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Proverbiorum 4:23; ср. "сокровенный сердца человек" в 1 Petri 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1 Samuelis 16:7; Ieremiae 29:13; Osee 7:14; Ioel 2:13; Matthaeum 18:35; 2 Corinthios 5:12). Главное дело человеч. жизни написано "в сердцах наших" (2 Corinthios 3:2). -> Человек.
III: 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Marcum 12:30; Lucam 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем - к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Exodus 4:21; Marcum 6:52; Hebraeos 3:8), омрачиться непониманием (Romanos 1:21), на нем может лежать "покрывало" непонимания (2 Corinthios 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Isaiae 29:13; Ieremiae 5:23; Ieremiae 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Actus 5:3; 2 Petri 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;
2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Psalmorum 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Actus 16:14); и только Он дарует разумное С. (1 Regum 3:9; ср., однако, Iacobi 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Ieremiae 31:33; Hebraeos 8:10) и дать нам новое С. (Ezechielis 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Psalmorum 85:11);
3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Romanos 5:5), Свой Дух (2 Corinthios 1:22; Galatas 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Ephesios 3:17), озаряющий наши С. (2 Corinthios 4:6) и соблюдающий их (Philippenses 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в вере (1 Thessalonicenses 3:13; Hebraeos 13:9; Iacobi 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Ephesios 5:19; Colossenses 3:16; 1 Petri 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Deuteronomii 6:5; Deuteronomii 30:10; Ieremiae 29:13; Matthaeum 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Ephesios 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (1 Regum 11:4.9). С. Давида, несмотря на грехи (2 Samuelis 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство - это отпадение от Бога (см. Romanos 1:23);
4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1 Thessalonicenses 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1 Paralipomenon 29:17; Psalmorum 7:10; Psalmorum 138:23). Слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (Hebraeos 4:12), а на грядущем суде Господь "обнаружит" (т.е. выявит) скрытые "сердечные намерения" (1 Corinthios 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Actus 5:3; 1 Corinthios 14:25).
IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь "найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему" (1 Samuelis 13:14; Ieremiae 3:15; Actus 13:22). "Помышление сердца Его - в род и род" (Psalmorum 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Genesis 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь "не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Lamentationes 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Ieremiae 31:20; Osee 11:8).
V. В переносном смысле слово "С." может означать также поднебесную высоту (Deuteronomii 4:11 - МТ: "до сердца небес"), недра земли (Matthaeum 12:40) или морскую пучину (Exodus 15:8; Proverbiorum 23:34; Proverbiorum 30:19 - МТ: "в сердце моря"; Ezechielis 27:4.25-27; Ezechielis 28:8; Ionae 2:4).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||