Притчи Соломоновы
Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., Proverbiorum 8 и Proverbiorum 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (Proverbiorum 3:5.6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;
2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (1 Regum 4:29-31; 2 Paralipomenon 1:7-12). Согл. 1 Regum 4:32, Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;
3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Ecclesiastes 12:8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Proverbiorum 25:1). Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей -> Агура (Proverbiorum 30) и -> Лемуила (Proverbiorum 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;
4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Proverbiorum 10:1 - Proverbiorum 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Proverbiorum 10:26). Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Proverbiorum 6:27-29) и загадки (Proverbiorum 30:4). Относительно продолжительные высказывания содержатся в Proverbiorum 30:10-33. Т.о., в этой книге представлены все виды поэзии премудрости;
5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Romanos 12:20; 1 Petri 4:18; 2 Petri 2:22).
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ
Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С., второе собрание П.С., составленное при Езекии, а также притчи Агура и Лемуила. Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Proverbiorum 1:1 - Proverbiorum 9:18; Proverbiorum 10:1 - Proverbiorum 22:16; Proverbiorum 22:17 - Proverbiorum 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Proverbiorum 2:16; Proverbiorum 5:1-23; Proverbiorum 6:24 - Proverbiorum 7:27; Proverbiorum 9:13-18). В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Proverbiorum 25:24 = Proverbiorum 21:9; Proverbiorum 26:22 = Proverbiorum 18:8; Proverbiorum 27:11 = Proverbiorum 23:15; Proverbiorum 27:13 = Proverbiorum 20:16). Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Proverbiorum 3:19) и упорядочившем его (Proverbiorum 3:20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Proverbiorum 2:6), Который наставляет человека на пути, угодные Ему (Proverbiorum 4:14). Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (Proverbiorum 4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Proverbiorum 13:1-10). Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Proverbiorum 21:1.30). При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Proverbiorum 3:13) и научиться ей (Proverbiorum 24:14; Proverbiorum 30:3); мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Proverbiorum 17:16; Proverbiorum 23:23). Мудрость надо искать у людей разумных (Proverbiorum 10:13; Proverbiorum 14:33), у праведных (Proverbiorum 10:31), к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Proverbiorum 11:2). Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Proverbiorum 2:2; Proverbiorum 5:1), с к-рой следует принимать полезные советы (Proverbiorum 13:10). Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Proverbiorum 2:10). Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Proverbiorum 14:6). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Proverbiorum 24:7). Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Proverbiorum 23:9). Глуп же тот, кто надеется на себя (Proverbiorum 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Matthaeum 12:42). Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Lucam 11:49). Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Matthaeum 13:54). Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1 Corinthios 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1 Corinthios 12:8). Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Proverbiorum 1:7). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Proverbiorum 2:5.6). Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Proverbiorum 10:27; Proverbiorum 14:26; Proverbiorum 19:23), ибо он удерживает от зла (Proverbiorum 3:7; Proverbiorum 8:13; Proverbiorum 14:2; Proverbiorum 16:6). Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Proverbiorum 1:24-31). Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Proverbiorum 23:17). Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Proverbiorum 11:22) и в стремлении к власти (Proverbiorum 19:13; Proverbiorum 21:9; Proverbiorum 27:15). Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Proverbiorum 11:16; Proverbiorum 12:4; Proverbiorum 14:1; Proverbiorum 19:14). В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Proverbiorum 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Proverbiorum 2:16; Proverbiorum 6:26; Proverbiorum 23:33). Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Proverbiorum 7:6-23). И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Proverbiorum 10:4; Proverbiorum 20:13), указаны ее последствия (Proverbiorum 10:15). Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Proverbiorum 14:31; Proverbiorum 22:22). Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Proverbiorum 13:7; Proverbiorum 19:1.22). Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Proverbiorum 30:7-9). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Proverbiorum 22:2; Proverbiorum 29:13). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Proverbiorum 1:19; Proverbiorum 15:27; Proverbiorum 17:8; Proverbiorum 23:6-8; Proverbiorum 28:8.22), ложь (Proverbiorum 6:17; Proverbiorum 8:13; Proverbiorum 12:19-22; Proverbiorum 13:5; Proverbiorum 21:6; Proverbiorum 29:12), лень (Proverbiorum 6:6-11; Proverbiorum 10:4.26; Proverbiorum 12:11.24.27; Proverbiorum 13:4; Proverbiorum 21:25; Proverbiorum 24:30; Proverbiorum 26:14). Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Proverbiorum 3:9; Proverbiorum 11:17.24; Proverbiorum 14:21.31; Proverbiorum 21:3) и многое др.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||