Посланничество, посылать
Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоят-во, что, с одной стороны, Бог "приклоняется" с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей (Psalmorum 112:5.6), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только -> посланником или получателем.
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) общее значение слова "посылать" - "поручать": напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ (Exodus 23:20; ср. также Genesis 24:7);
2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 1 Regum 5:2.8). Выражение "послать за..." может иметь значение "потребовать" (1 Regum 20:7);
3) "послать" в значении "поручить известить кого-то" особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о -> пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют (Isaiae 6:8; Ieremiae 1:7). О лжепророках сказано, что они "не посланы", т.е. не имеют поручения от Бога (Ieremiae 14:14; Ieremiae 23:21.32; Ieremiae 27:15; Ieremiae 29:9). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы (Ieremiae 26:12). О народе, к-рый не слушает посланников Божьих, Бог говорит: "Они не слушались Меня" (Ieremiae 7:25);
4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово (Psalmorum 106:20; Psalmorum 147:1-4), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово (Isaiae 55:11); Бог Сам посылает "милость Свою и истину Свою" (Psalmorum 56:4), а также "избавление народу Своему" (Psalmorum 110:9);
5) в ВЗ глагол "П." иногда употребляется в том значении, к-рое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Malachiae 4:5.6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. Илия. Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Isaiae 61:1, что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: "Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами" (Lucam 4:16-21). Все многообразие новозаветного понятия "посланничество" отражается в Isaiae 66:19, где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу.
В новозаветных текстах понятию "посланничество" принадлежит особая роль, глагол "П." здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына (Matthaeum 21:33-46; Marcum 12:1-12; Lucam 20:9-19); ученики, к-рых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы -> "апостолами", т.е. -> "посланниками":
1) ПОДГОТОВКА.
Бог направляет посланников, к-рые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Lucam 1:26) и свидет-вуют о Нем (Иоанн Креститель, Ioannem 1:6);
2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК.
Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории (Galatas 4:4), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки (Lucam 4:18-21). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог (Actus 3:20). Словом "посылать" характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом (Ioannem 8:42). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса (Ioannem 7:29), и деяния Иисуса свидет-вуют о том, что Его послал Отец (Ioannem 5:36). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его (Ioannem 5:30); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал (Ioannem 7:16; Ioannem 14:24). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой (Ioannem 3:34), а Его суд истинен (Ioannem 8:16). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог (Ioannem 12:44). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную (Ioannem 5:24). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа (Ioannem 17:3);
3) ЗАЧЕМ БЫЛ ПОСЛАН ИИСУС?
Целью этого Божьего деяния является спасение людей, спасение мира: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ioannem 3:17; ср. Lucam 4:18). "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех по плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас" (Romanos 8:3.4). Иисус, "Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Galatas 4:4). Бог послал Иисуса "в умилостивление за грехи наши" (1 Ioannis 4:10). Но это деяние еще не достигает своей цели; пока лишь немногие принимают Посланного, становясь т.о. причастными к спасению Божьему. Сын был послан Богом не только для спасения отдельных людей, но и для установления -> Царства Божиего на земле. Распространению миссии Иисуса нельзя воспрепятствовать, и поэтому людям, желающим "сохранить" Его только для себя, Он говорит: "И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Lucam 4:43);
4) ИИСУС, ПОСЫЛАЮЩИЙ НА ПРОПОВЕДЬ.
Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. -> Ученики Иисуса - это те, кто находится при Нем и кого Он посылает (Marcum 3:14) на проповедь, наделяя чудесной силой (Matthaeum 10:5-8): "И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Lucam 9:2). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: "Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами" (Marcum 6:7). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти (Lucam 10:1). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Matthaeum 9:38; Lucam 10:2). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ioannem 20:21; ср. Ioannem 17:18). В том, что вестники рассылаются "до края земли" (Actus 1:8), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, к-рых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа (Actus 1:8). Иисус посылает им Утешителя (Ioannem 16:7), и они получают власть прощать или не прощать грехи (Ioannem 20:23). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий (Matthaeum 10:14.15; Marcum 6:11; Lucam 10:10-12). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение (Romanos 10:13-15). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их "как овец среди волков" (Matthaeum 10:16; Lucam 10:3). Павел описывает страдания, к-рые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении (2 Corinthios 11:22-30; ср. также Colossenses 1:24);
5) ПОЛУЧАТЕЛИ ПОСЛАННОГО.
Иисус до Своего воскресения осознает Себя посланным "только к погибшим овцам дома Израилева" (Matthaeum 15:24); Своим ученикам Он также заповедует: "на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Matthaeum 10:5). Но эта обусловл. Свящ. историей преграда сначала прообразно (Matthaeum 15:22-28), а после воскресения Иисуса и окончательно оказывается устраненной. Воскресший
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Иисус посылает Своих учеников ко всем народам (Matthaeum 28:19) до края земли (Actus 1:8). Отныне та Весть, которую Бог послал народу Израиля, проповедуется и язычникам (Actus 10:36), ибо спасение Божье послано и им (Actus 28:28). Ап. Павел был особо предназначен Богом для того, чтобы быть посланным "далеко к язычникам" (Actus 22:21; Actus 26:17). По деяниям Павла можно проследить всеохватность его обращения к язычникам. Проповедь, к-рую распространяют посланники, не должна прекратиться, достигнув определ. круга лиц; получатели Благой Вести сами становятся посланниками, несущими Евангелие все дальше (Romanos 15:24; 1 Thessalonicenses 1:6-8). Вся Церковь принимает участие в распространении Благой Вести через посланных. Получатели Вести никогда не составляют замкнутого круга людей, напротив, этот круг всегда расширяется. Тот, кто сегодня стал получателем Благой Вести, завтра уже превращается в посланного, а получателями становятся новые люди, еще не слышавшие и не принявшие Евангелия (ср. 1 Thessalonicenses 1:6-8). Поэтому Павел всегда старался проповедовать Евангелие не там, "где уже было известно имя Христово" (Romanos 15:20). Иоанн неоднократно называет получателем послания "мир". Бог послал Своего Сына в мир (Ioannem 3:17; Ioannem 10:36; 1 Ioannis 4:9), и Сын тоже посылает Своих учеников в мир (Ioannem 17:18). При этом следует принимать во внимание, что "мир" для Иоанна не только геогр. понятие; для него "этот мир" прежде всего - мир греха и тьмы. "Послание Иисуса в мир" не завершается созданием Им Своей Церкви, ведь Евангелие принадлежит как иудеям, так и язычникам, т.е. всем народам земли. Поэтому Церковь должна распространять Евангелие до тех пор, пока существует "этот мир", пока есть люди, которые "от мира", пока Царство Иисуса Христа не явится воочию для всех и пред именем Его не преклонится "всякое колено" (Philippenses 2:10).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||