Народ
I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (-> Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово "Н." во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Actus 22:28). Положение -> царя в Н. во многих отношениях подобно положению -> отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Deuteronomii 32:8; Actus 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (2 Regum 19:15; Psalmorum 23:1; Psalmorum 66:4-8; Psalmorum 97:9; Psalmorum 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Isaiae 2:2-4; Isaiae 2:6).
II. [евр. гойим, греч. этнэ]:
1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь
идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (2 Regum 16:3; Ezechielis 23:30),
олицетворяющих собой нечестивость (Esdrae 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Psalmorum 78:1.10; Ieremiae 10:25; Lamentationes 1:3.10; Ezechielis 34:29; Ezechielis 36:7.15);
2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других "племен земных" (Genesis 12:1-3) и заключил с ним завет (Exodus 19:5.6, -> Союз, завет). Н. Израиля - это Н. Его откровения (Numeri 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Leviticus 18:24-30; Leviticus 20:23; Numeri 23:9; Ezechielis 20:32;
ср. Matthaeum 6:7.32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце
времен будут служить все "племена земные" (Psalmorum 71:11; Isaiae 2:2-4;
Isaiae 25:6-8; Zachariae 14:16-19);
3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости нек-рых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы,
напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Exodus 18); Руфь, к-рая, как и Рахава (Раав), представлена в родословии Иисуса
(Matthaeum 1:5); вдова из Сарепты (1 Regum 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (2 Regum 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Ionae 3:5-10); Кир, помазанник Господа (Isaiae 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости
Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Ioel 2:28-32; Actus 2);
4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Matthaeum 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Matthaeum 10:5). Лишь отдельные
язычники исповедали веру в Господа (Matthaeum 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Matthaeum 15:21-28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть
на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Matthaeum 28:18-20; Ephesios 2:11-22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику - сотнику Корнилию. Во время
проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Actus 10, Actus 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола
язычников (Actus 9:15; Actus 22:21; Actus 26:17-32; Galatas 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без
трудностей (-> Апостольский собор). Подобно привитым к
"хорошей маслине" ветвям "дикой маслины", язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не "войдет
полное число язычников", а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Romanos 11:16-27; 2 Corinthios 3:14-16). И будет "одно стадо и один
Пастырь" (Ioannem 10:16).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||