Иерусалим
Первонач., возм., "основание (Божия) Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".
Во времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Genesis 14:18; ср. Psalmorum 75:3; Hebraeos 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Isaiae 52:1; Matthaeum 4:5).
II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕА. И. расположен на склонах иуд. гор (Psalmorum 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия - "долина сыроделов"). Вост. этой "долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: "Мое имя будет там" (1 Regum 8:29; ср. Psalmorum 67:17; -> Избрание (II,2а) -> Ковчег завета -> Давид -> Храм -> Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в -> Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Ecclesiastes 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.
III. ИСТОРИЯА. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Iudicum 19:10), или крепость Сион (2 Samuelis 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Iudicum 1:8.21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2 Samuelis 5:9). Царь восстановил гор. стену (2 Samuelis 5:9; 1 Paralipomenon 11:8; ср. -> Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также -> Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (1 Regum 11:27 - в Синод. пер. - "починивал повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма -> Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (1 Regum 3:1; 1 Regum 9:15.24).
Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая часть" И. (2 Regum 22:14; Sophoniae 1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей формы получила название "ступа" (Sophoniae 1:11; в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2 Paralipomenon 26:9; 2 Paralipomenon 27:3; 2 Paralipomenon 32:5; 2 Paralipomenon 33:14), но вплоть до вавил. -> плена И., вероятно, больше не расширялся;
2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (1 Regum 14:25.26), а ок. 843 г. до Р.Х. - филистимлянами и арабами (2 Paralipomenon 21:16.17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (2 Regum 12:17.18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (2 Regum 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (2 Regum 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2 Paralipomenon 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2 Paralipomenon 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Danielis 1:1.2; 4 Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (2 Regum 25); -> Год (II).
В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.
Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев;
5 - Овечьи (Nehemiae 3:1; Nehemiae 12:39; Ioannem 5:2), или Вениаминовы, ворота (Ieremiae 37:13; Ieremiae 38:7; Zachariae 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Nehemiae 3:1; Nehemiae 12:39);
6 - Рыбные ворота (Nehemiae 3:3; Nehemiae 12:39; 2 Paralipomenon 33:14; Sophoniae 1:10). Вероятно, именно они называются "первыми" в Zachariae 14:10 и "средними" в Ieremiae 39:3;
7 - Старые (Nehemiae 3:6; Nehemiae 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (2 Regum 14:13; Ieremiae 31:38; 2 Paralipomenon 26:9; Zachariae 14:10);
8 - Ефремовы ворота (2 Regum 14:13; Nehemiae 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Nehemiae 12:38.39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Nehemiae 3:8, где об этом участке говорится: "И восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и 2 Regum 14:13 (ср. 2 Paralipomenon 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Nehemiae 3:8.11; Nehemiae 12:38);
9 - ворота Долины (Nehemiae 2:13; Nehemiae 3:13; 2 Paralipomenon 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидет-вуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;
10 - Навозные ворота (Nehemiae 2:13; Nehemiae 3:13.14; Nehemiae 12:31), называемые также "воротами между двумя стенами" (2 Regum 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота черепков", Ieremiae 19:2);
11 - ворота Источника (Nehemiae 2:14; Nehemiae 3:15; Nehemiae 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Nehemiae 2:14), в наст. времени засыпанный землей;
12 - Водяные ворота (Nehemiae 3:26; Nehemiae 8:1.16; Nehemiae 12:37);
13 - Конские ворота (Nehemiae 3:28; 2 Paralipomenon 23:15; Ieremiae 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;
14 - внутр. Темничные ворота (Nehemiae 3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад"; Nehemiae 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.
Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Ecclesiasticus 50:1-4; III в. до Р.Х.).
Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил -> храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и -> Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);
2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Tит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||