Мысли вслух на Быт 43:1-34
Прощение Иосифа — значительная веха в эволюции или, лучше сказать, в восхождении человеческого духа из бездн первородного падения. Патриарх Ной ещё не может простить своего сына, а Иосиф уже прощает братьев. Но при всём благородстве его поступка до идеала, явленного Христом, ещё очень далеко. И тому можно указать две приметы.
Во-первых, всё-таки он прощает, находясь в благополучном положении. Он видит, что зло братьев Господь обратил в добро. Он видит это явно. Слово «явно» мы хотели бы подчеркнуть. Это гораздо проще, когда видишь, как Господь воздаёт тебе явно. С этим связана поучительная история о слове «явно», возникшем в поздних рукописях и попавшем в Синодальный перевод Мф 6:4; в переводе же епископа Кассиана, основанном на более древних рукописях, оно отсутствует. Справедливость восстановлена, обиженный получил вознаграждение. Но ведь это только с точки зрения человека и видимого окружающего мира. Христос же прощает, получив в награду Крест. Это нечто совсем иное.
И, во-вторых, Иосиф прощает своих братьев, то есть родных ему людей, а ведь родовое чувство тем сильнее, чем глубже мы уходим в века. Вспомним слова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Именно на слова «на сынов народа твоего» стоит обратить внимание. Лишь Господь сделает следующий шаг: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф 5:43–44).
