Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Быт 39:1-23

Жизнь Иосифа замечательна в том отношении, что ему несколько раз приходится начинать всё с нуля, начинать после очередного жизненного краха. В Египте ему с самого начала, говоря языком человека неверующего, повезло: он попал в дом придворного сановника, где быстро стал управляющим. Потифар занимал один из высших постов в египетской придворной иерархии — он был начальником дворцовой стражи фараона. Должность была ответственная, на неё назначали особо доверенных лиц — дворцовая стража была одновременно и службой охраны самого фараона, и чем-то вроде национальной гвардии.

Иосиф оказался человеком сообразительным, он быстро понял, как сделать, чтобы имения его хозяина приносили наибольший доход. Управлять такими имениями было непросто: все они работали на рынок и должны были приносить доход. Это было то же самое, что в наши дни управлять крупным агрохолдингом. Иосиф справлялся, он управлял имениями своего хозяина так, что тот не заботился ни о чём, «кроме хлеба, который ел», как говорит о том священнописатель. Это была карьера, о которой выходец из кочевого семитского племени не мог и мечтать. Иосиф, конечно, юридически оставался рабом, но его фактическое положение было выше положения многих свободных египтян — такое в древности было совсем не редкостью как в Египте, так и в некоторых других странах.

Под началом Потифара, вероятно, была и собственная специальная служба, нечто вроде особой контрразведки, и специальная тюрьма, где содержались, с одной стороны, особо опасные государственные преступники, а с другой — высокопоставленные заключённые. Именно в этой тюрьме и оказался в конце концов Иосиф. Крах же наступил неожиданно и вовсе не с той стороны, с какой его можно было ожидать: история с женой хозяина испортила всё дело. Иосиф оказывается в тюрьме, но и там он вскоре становится своего рода начальником — чем-то вроде старшего среди заключённых.

Бог как будто специально не позволяет Иосифу закрепиться на том месте, где, казалось бы, можно прожить всю оставшуюся жизнь. Не даёт потому, что у Него есть относительно Иосифа Свой план.