Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Лк 14:16-24

Слова «много званых, но мало избранных» часто воспринимают как утверждение некой элитарности. Однако, если посмотреть на притчу внимательнее, можно заметить иное. Пир был приготовлен для определённого числа гостей, которые отказались прийти. Вместо них пригласили других, и их количество, вероятно, было примерно таким же. Но затем позвали ещё гостей, а значит, избранных оказалось, наоборот, даже больше, чем изначально званых. Возможно, это видимое противоречие и смутило евангелиста Матфея, побудив его добавить эпизод об изгнании из числа избранных.

Но мы ведь знаем, что, когда мы говорим о видимом противоречии, речь идет о каком-то важном посыле для нас. Вспомним слова: «Сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Нам кажется, что в этих словах: «есть еще место» какое-то очень важное указание на то, что в каком бы отчаянном состоянии мы ни находились, как бы ни казалось нам, что сейчас «затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс 68:16), всегда есть вот это упование, что «есть еще место» и оно на самом деле есть.

Но все-таки этот строгий рефрен звучит: много званных, мало избранных. Да, а кто сказал, что строгость — это плохо? Строгость хороша до той самой черты, за которой у того, к кому прилагается строгость, не начнется депрессия, отчаяние, уныние и т.д. Вот тут срочно надо менять строгость на нежность.

Конечно, это надо почувствовать, что человек у черты. Никто из людей на это не способен, как бы мы ни обнадеживали себя своей душевной чуткостью. Но «невозможное человекам, возможно Богу». И Он всегда рядом со строгостью помещает беспредельную доброту. А дальше Ему нужно настраивать сердце человека на восприятие того или другого, в зависимости от того, в каком состоянии этот человек находится. И это всегда хорошо Ему удается, если человек Его любит.