Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Еф 5:22-33

Продолжая разговор о жизни Царства, Павел обращается к теме семейных отношений, отношений между супругами (ст. 22–28). На первый взгляд, она не связана напрямую с предшествующими рассуждениями апостола: ведь брак — лишь частный случай взаимоотношений между ближними. Но это всё же не совсем так: ведь уже со времён пророка Осии именно супружеские отношения становятся той моделью, на примере которой описывались отношения между Богом и человеком или между Богом и народом Божиим. Уподобление их отношениям супружеским стало традиционным как для яхвизма, так и для иудаизма. И Павел, уподобляя отношения между Христом и Церковью отношениям семейным, как видно, следует этой традиции.

Но он идёт ещё дальше: он и сами супружеские отношения уподобляет отношениям Христа и Церкви (ст. 24–27). При этом апостол ссылается на рассказ Книги Бытия о сотворении человека (ст. 31–32), в котором речь идёт о такой глубине супружеских отношений, которая намного превосходит любые естественные связи, обусловленные только законами природы, даже столь глубокие, как взаимосвязь детей и родителей (Быт 2:22-24).

По-видимому, Павел пытался донести до читателей своего послания простую мысль: между людьми, созданными Богом по Своему образу и подобию, в принципе не может быть «недуховных» отношений, обусловленных одними лишь природными законами. И отношения семейные были в данном случае наиболее наглядным примером: ведь именно здесь естественная, природная связь оказывается особенно заметной, заметной настолько, что падший человек, часто не замечающий духовных реалий, нередко склонен был сводить к ней весь смысл отношений между мужчиной и женщиной. С одной стороны, такой подход неизбежно ведёт к разрушению семьи, обедняя брак и нередко совершенно его обессмысливая. Но и столь распространённое в религиозных кругах «оправдание» брака деторождением, как его единственной целью, обусловленной исключительно необходимостью продолжения человеческого рода, также оказывается искажением идеи брака, как понимает его Павел.

Супружеские отношения, так же, как и всякие другие, не нуждаются ни в каких оправданиях перед нашим, ещё не преображённым миром и ни в каких обоснованиях, построенных по его законам. Их единственное оправдание и единственное обоснование — в Царстве. Если они укореняют в нём тех, кого связывают, они бесконечно ценны и абсолютно оправданы в глазах Божиих, и супружеские отношения тогда тоже становятся абсолютной ценностью сами по себе (ст. 31–33). Если же этого не происходит, то они никогда не станут частью Царства, какой бы мощным ни было их естественное, природное основание и какими бы глубокими и сильными ни казались они тем, кого связывают.