Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на 2 Кор 6:11-18

Продолжая разговор о Царстве и о жизни Царства, Павел снова напоминает коринфским братьям, что духовная жизнь требует определённости выбора и однозначности духовной и нравственной оценки как праведных, так и греховных поступков человека (ст. 14–18). Эти слова, несомненно, перекликаются со словами Самого Спасителя о невозможности служить двум господам, которые, в свою очередь, стали итогом традиционного для яхвизма и для иудаизма учения о двух путях: пути греха и пути праведности.

Но Павел не ограничивается одним лишь напоминанием о вещах, которые коринфским христианам должны были быть известны не хуже, чем ему самому. Для него, как видно, главной проблемой становится проблема не нравственная, собственно, а духовная. Впрочем, Павел и здесь следует традиции: ведь и с точки зрения Торы самое страшное в грехе не то, что он безнравственен, а то, что он отделяет грешника от Бога, возводя между ними стену, которую без раскаяния и повторного обращения разрушить невозможно. Апостол же, как видно, переносит акцент с отношений между человеком и Богом на отношения между обитателями Царства, которые, впрочем, едва ли можно рассматривать в отрыве от их отношений с Богом.

Он говорит своим коринфским братьям о том, что из-за совершаемых ими грехов ему становится тесно в их сердцах, при том, что его собственное сердце и сердца его спутников расширены так, что в них нет тесноты (ст. 11–12). Но, прибавляет апостол, «как на сынов, на вас распространится соответствующее воздаяние» (ст. 13), так что те, чьи сердца тесны, не смогут ощутить широты сердца, какую они могли бы найти у Павла в ином случае. Даже став жителем Царства, человек, подверженный действию того зла, в котором пребывает до возвращения Спасителя наш, ещё не преображённый мир, вмещает в своё сердце лишь ту меру жизни Царства, которая определяется его решимостью этому злу противостоять. И тогда нерешительность человека на духовном пути, попытка служить двум господам не только лишает полноты жизни Царства его самого, но и лишает других возможности полноценного общения с таким нерешительным христианином.

Потому и Павлу тесно в сердце некоторых из его коринфских братьев. И он прямо говорит им об этом, быть может, желая напомнить о времени, когда их духовному единству ничто не мешало. О времени, когда они, вероятно, вбирали дыхание Царства полной грудью, как и подобает христианам.