Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Откр 1:9-20

Полученное Иоанном откровение начинается со встречи — встречи с воскресшим Христом. Произошла она, по свидетельству апостола, в «день Господень» (в Синодальном переводе «день Господень» превратился в «день воскресный»). Что это был за день, точно сказать сложно: так могли называть и день воскресения Спасителя, и некоторые традиционные яхвистские праздники. Но о каком бы празднике ни шла речь, день Господень во всяком случае воспринимался верными как день прямого вмешательства Бога в происходящие события, как день богоявления, а значит, с одной стороны, Суда, а с другой — зримого и для всех очевидного торжества Божия. Иоанну же этот день открывается как день торжества Мессии, воскресшего из мёртвых.

Причём Мессия предстаёт перед ним таким же, каким предстал когда-то на горе Преображения: облачённым в сияющие одежды, из которых как минимум одна (подир) имеет прямое отношение к левитскому священническому облачению. Христос очевидным образом предстаёт перед апостолом как Первосвященник в первую очередь, как Первосвященник, освящающий мир. Оно и неудивительно: ведь Царство, входя в мир, в первую очередь его освящает, притом во всей возможной для творения полноте.

Освящение и до прихода Христа было главной целью верующих яхвистов, ради него они приходили к алтарю, ради него совершали жертвоприношения и участвовали в жертвенных трапезах, ради него хранили духовную, нравственную и ритуальную чистоту. Но тогда, до прихода Христа, освящение могло быть лишь временным и неполным. Люди менялись, подойдя к алтарю, и мир вокруг тоже менялся, но лишь на время, а потом, возвращаясь к обычной, повседневной жизни, они вновь становились прежними. И мир преображался лишь вокруг алтаря, вокруг Скинии, вокруг Храма. Теперь же наступила эпоха именно полного преображения и человека, и мира в целом.

Преображения, которое в состоянии изменить саму природу, вернуть её к той полноте, какая была свойственна миру в первый день творения, когда зло ещё не имело над ним власти. А затем двинуться дальше — соответственно тому замыслу, который Бог имеет в виду, творя мир. У Него ведь есть некий план, связанный с будущим Его творения — и он совсем не похож на то будущее, которое в состоянии обеспечить себе падшее человечество. И вот теперь поставленный Богом Царь Божьего Царства предстаёт перед Иоанном, готовый действовать.