Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Исх 40:1-38

Завершение сооружения Скинии ознаменовалось явлением над ней Божьего присутствия. Впоследствии, уже в священнической среде, его назовут «славой Яхве» (в русском переводе, как правило, «слава Господня»). Здесь же оно просто описано таким, каким его видели — может быть, и не все, но, во всяком случае, многие: иначе о нём не говорилось бы в Книге Исхода с такой уверенностью. Это то же самое Присутствие, которое впервые открылось на Синае Моисею, когда он пас овец своего тестя.

Моисей увидел его в виде сияющего облака, опустившегося на куст — и здесь тоже облако, хотя его сияние хорошо видно, судя по описанию, в основном ночью, а днём оно представляется именно облаком, лёгкой туманностью. Как бы то ни было, речь идёт о зримом Присутствии, о чём-то таком, чем Бог Сам обозначает на земле выбранное Им место. Туда, на это место, и предстоит приходить тем, кто хочет встретиться с Ним лицом к лицу. Конечно, дело не в том, что Бог представляет Собой свет или вообще какое бы то ни было излучение. Божье присутствие — феномен не физический и не психический, хотя без физической и психической природы мы бы вообще ничего не увидели.

Дело тут в Божьей воле — той самой, которая сотворила мир и человека, а потом создала народ Божий и вывела его из Египта. Дух не имеет ни цвета, ни формы, ни природы, поэтому Бог каков Он есть остаётся для нас невидимым. Там же, где действует Его воля, может появиться и нечто видимое, если только Он этого захочет. Он же хочет встречи, хочет преодолеть ту пропасть, которая отделяет нас от Него. Его воля направлена на её преодоление. Она направлена в мир, и не просто в мир, а в ту его часть, где Он хочет создать мост, соединяющий Его с нами.

Между тем воля, направленная на творение, порождает то, что мы воспринимаем как форму, как объект, как нечто. Как Присутствие. Присутствие, за которым стоит воля, воля Того, Кто учит народ идти за Собой. Не случайно ведь упоминается в рассказе, как шли евреи по пустыне: когда облако двигалось, двигались и они, когда стояло на месте — и они стояли. Двигаться только вместе с Богом и только за Ним — таков путь Исхода. Если идти так, то и Бог будет видим, и Божье присутствие станет реальностью.