Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Исх 38:1-31

Сегодняшний отрывок предлагает нам парадоксальное сочетание священного текста и бухгалтерской книги. С одной стороны, описание того самого жертвенника, вокруг которого будут собираться люди, ищущие встречи с Богом, с другой — аккуратное перечисление всех расходов, связанных с сооружением Скинии: сколько принесено, сколько и на что потрачено, сколько осталось.

Совершенно, казалось бы, неуместное сочетание святости и расчёта. На самом же деле тут есть своя логика и свой глубокий смысл. Нам сегодня нередко кажется, будто дело Божье не требует какого-то особо тщательного учёта и контроля: ведь речь идёт о Боге, для Которого ничего не жалко, а если так, то не стоит и особо считать затраты. При этом порой ещё вспоминают известное евангельское высказывание о ничего не стоящих рабах и прочее подобное, из чего делается вывод, что с Богом считаться не приходится, а значит, сколько потрачено, столько и потрачено, и нечего тут мелочиться, идёт ли речь о затрате денег или труда.

Дело, однако, тут вовсе не в Боге, а в нас самих. У Бога всего много, и Ему ничего для нас не жалко, а мы уж точно ничего Ему прибавить не в состоянии. Вот только неумение считать нигде в Библии не числится среди добродетелей. Исключение разве лишь перепись народа Давидом, но там-то считали с вполне определённой целью: сделать народ зависимым от государства, пересчитать всех, чтобы никто не ушёл от «ока государева». Такая статистика, направленная на порабощение человека, Богу и впрямь не нужна. Иное дело подсчитать расходы на предстоящую работу: это сделать не только можно, но и нужно.

Хотя бы для того, чтобы потом, если вдруг чего-нибудь не хватит, не оказаться в положении человека, не имеющего возможности довести до конца дело Божье. Есть и ещё одна сторона, связанная с умением считать, рассчитывать и планировать работу, и она уже прямо связана с духовной жизнью. Дело в том, что неумение считать, как и всякое столь популярное у «духовных» людей состояние «не от мира сего», на самом деле свидетельствует не столько о глубокой духовности, сколько о сильно запущенной расхлябанности.

Человек, действительно живущий духовной жизнью, прежде всего отчётливо осознаёт ту реальность, внутри которой оказался и в которой ему приходится действовать. Он обычно прекрасно понимает, где нужно считать и притом очень тщательно, а где расчёты неуместны, и не путает одну ситуацию с другой. Бухгалтерские книги, конечно, в любом случае остаются материей весьма сухой и чтением довольно утомительным, но ни один человек, понимающий, что такое нормальная духовная жизнь, не сочтёт их бездуховными только за то, что в них нет ничего, кроме того, что в них должно быть.