Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 24:1-13

Слова Иисуса о стихийных бедствиях, эпидемиях, войнах и социальных катаклизмах, как о родовых схватках, в которых рождается Царство, истолковывали нередко, как указание на то, что всё это будет происходить в последние времена, став их характерной чертой. Не случайно каждая большая война или большая эпидемия, не говоря уже о переворотах и революциях, становились поводом для появления в околоцерковных кругах слухов о том, что последние времена близко.

Между тем, Сам Иисус говорит прямо, что день Его возвращения во славе и торжества Царства вычислить невозможно, и, скорее всего, не потому, что эта дата скрыта, а потому, что она ещё не определена: ведь история Царства — процесс богочеловеческий, и когда оно раскроется в полноте, зависит не только от Бога, но и от людей. Что же до всего перечисленного, то его Иисус называет «началом» родовых схваток Царства не в том смысле, как мы чаще всего понимаем слово «начало» сегодня, а в смысле их истока или первопричины.

И дело тут не в какой-то особой «инфернальности» тех или иных событий, хотя, если говорить о войнах и социальных катаклизмах, характерные черты падшей человеческой природы тут порой действительно проявляются как нельзя ярче, а в том, что всякое такое событие оказывается для всего человечества или для некоторой его части ситуацией критической, иногда пограничной, а бывает, что и просто запредельной в отношении как духовном, так и социальном. А такая ситуация всегда может стать последней, идёт ли речь об отдельном человеке, о народе или обо всём человечестве в целом.

Ведь христианская история, история наступающего Царства, — это, с одной стороны, история христианской праведности (или, как её иногда называют, христианской святости), а с другой — история того всё более разрастающегося зла, в котором лежит мир. А каждый катаклизм, особенно социальный, представляет собой духовный кризис, связанный с этим противостоянием. И вряд ли будет удивительно, если какой-нибудь из них окажется последним. Но и ожидать от каждого кризиса, что последним станет именно он, тоже, наверное, не стоит.