Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Исх 28:1-43

Особые одежды для жрецов — традиция старая, корнями уходящая в предысторию. Может показаться, что она какое-то излишество, по крайней мере, когда речь идёт о Едином. Ещё можно понять, когда человек пытается соблюдать некий церемониал и следовать приличиям в случае языческих богов или духов: они не всезнающи, и сами поклонявшиеся им люди верили, что от них можно что-то скрыть, можно даже иногда в чём-то их обмануть, или задобрить их, например, жертвоприношениями, чтобы добиться своего.

В таком случае желание одеться подобающим образом для встречи с богом или духом было вполне понятно: одежда в известном смысле тут могла сыграть ту же роль, какую она играет при встрече с человеком — а при такой встрече иногда можно кое-чего с помощью внешнего вида вообще и одежды в частности добиться.

Хотя бы, например, произвести нужное первое впечатление. С Единым, однако, все такие приёмы бессмысленны по определению: Он ведь знает всё, любого человека Он видит до последней глубины, внешностью вообще и одеждой в частности Его не обманешь. Так зачем же Его служителям пышные облачения, да и вообще какая-то особая одежда? Честнее было бы предстать перед Ним такими, какие мы есть, тем более если мы действительно хотим служить Ему от чистого сердца. Для человека, однако, одежда имеет значение, и не всегда тут речь идёт о том, чтобы что-то скрыть.

В самом деле: одеваясь красиво ради близких и дорогих нам друзей, которых мы ждём в гости, мы ведь вовсе не имеем в виду их обмануть. Нам просто хочется красоты и радости в процессе общения с теми, кого мы любим, и одежда может стать одним из тех элементов, из которых эта красота состоит. Конечно же, главное не в одежде, и всякий, если он не отличается духовной тупостью, это понимает.

Главное во всякой дружбе — отношения, и к Богу сказанное применимо даже в большей мере, чем к человеку. И да, Бог, конечно, знает нас такими, какие мы есть, одеждой Его не обмануть. Важна не одежда, а намерения, с которыми надевает её человек, собирающийся предстать Богу. Намерения же под одной и той же одеждой могут порой скрываться прямо противоположные: один хочет прикрыть положенным облачением своё истинное духовное состояние или свои истинные намерения, другой стремится с помощью того же самого облачения их выразить. Результат в каждом случае будет существенно отличаться, но виновата в этом будет уж точно не одежда.