Мысли вслух на Исх 27:1-21

Жертвоприношение у всех народов древности оставалось главной формой богообщения — шла ли речь о Едином или о языческих богах. Так и на дворе Скинии предполагалось наличие специального жертвенника, который, как и вся Скиния, был достаточно лёгок для того, чтобы его можно было переместить при необходимости вместе с шатром.
Двор был необходим: ведь жертвоприношения всегда совершались под открытым небом, в помещении, тем более в шатре, развести жертвенный костёр было как минимум проблематично. При этом алтари обычно появлялись не там, где было удобно людям, а там, где божественная сила так или иначе проявила себя, идёт ли речь о силе какого-нибудь языческого бога или духа или о силе Единого. Такие места, собственно, и назывались в древности священными — их освящала божественная сила.
Если место не было священным, сооружать там алтарь или жертвенник не имело смысла: предполагалось, что боги и духи посещают лишь знакомые места, где их и можно встретить. Первые яхвистские алтари в Палестине появлялись на тех же основаниях: необходима была теофания, богоявление, чтобы на его месте появился алтарь. Тут, конечно, было ещё много языческого, но ведь сознание человека вообще меняется не слишком быстро. К тому же приходится учитывать, что до прихода Христа Бог действительно присутствовал не везде, что Он тогда выбирал места Своего присутствия, с человеческой точки зрения, примерно так же, как делали это языческие боги и духи.
На самом деле у Бога был Свой план относительно мест, где Он являл Своё присутствие, и план этот не имел отношения ни к каким человеческим соображениям, но для человека порой всё выглядело так, будто Бог произвольно появляется то там, то здесь подобно языческим богам и духам. Что же до Синая, то там, как и в Египте, никаких традиционных яхвистских алтарей не могло быть по определению.
Ни Египет, ни Синай не были Божьей землёй в том смысле, в каком ею была земля, обещанная Богом Аврааму. Божье присутствие было «дома» лишь там, на Божьей земле, предназначенной Богом для Своего народа. В пустыне же Бог сопровождает Свой народ, не имея тут постоянного дома, как не имеют тут его и те, кого Он ведёт. Оттого и возможно здесь лишь походное святилище — впредь до прихода в ту землю, о которой ещё Аврааму было обещано, что она будет принадлежать его потомкам.