Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Исх 26:1-37

Из описания видно, что Скиния представляет собой не что иное, как походное святилище. Это шатёр, который сравнительно нетрудно было в случае нужды перенести на другое место — для кочевников такая транспортабельность была принципиально важна. Само же слово «скиния» означает буквально «место присутствия».

Речь идёт о Божьем присутствии — о том самом, которое открылось Моисею на Синае как сияющее облако, издали принятое им за огонь. Странно, кажется: как можно вместить Бога, пусть речь даже идёт лишь о Его присутствии, в какие-то человеком сделанные вместилища, будь то самый роскошный Храм, подобный тому, какой появится впоследствии в Иерусалиме, или самый простой шатёр? Иное дело языческие боги: они не были ни вездесущими, ни всемогущими, они были ограничены в пространстве и во времени, оставаясь всего лишь частью мироздания, хотя и особенной.

В сущности, боги и духи язычников не так уж кардинально отличались от людей, хотя их природа была совершенно нечеловеческой. У таких ограниченных в пространстве и во времени существ вполне могли быть на земле излюбленные места или даже жилища, где они обитали, а если так, то и человек тоже мог как бы «приручить» бога или духа, «одомашнить» их, предложив им дом и пищу (жертвоприношения) где-нибудь рядом со своим собственным домом. Когда же речь заходила о Боге Авраама и Моисея, сразу же вставало множество вопросов. Как вообще Бог, пусть даже речь идёт только о Его присутствии, мог бы вместиться в любой дом, построенный человеком?

Ответом тут может быть лишь то, что теологи называют обычно кеносисом, самоумалением Бога, Который соотносит Свою полноту, Своё бытие и Свою жизнь с масштабами и формами человеческого бытия и человеческой жизни. Богу святилище не нужно, но оно нужно человеку, а значит, и Бог готов вместиться в рамки, созданные человеком. При одном, правда, условии: рамки эти человек должен создать по Божьему указанию, по Божьему плану.

Не только потому, что Бог лучше знает, каким должно быть место Его встречи с человеком, но и потому, что само сооружение святилища под Божьим руководством готовит человека к встрече с Богом, выстраивает между Богом и человеком те отношения, без которых никакое святилище ничего человеку не даст — ведь без отношений никакие приёмы и методы сами по себе не приближают человека к Богу, оставаясь лишь чем-то наподобие магии в религиозной форме. Святилище строится в процессе выстраивания отношений человека с Богом — только тогда оно имеет смысл.