Мысли вслух на Исх 12:1-28

Традиционно праздник Песах (называемый нередко еврейской Пасхой) связывается с темой Исхода, с его актуализацией. Это основная тема пасхального седера (еврейской ритуальной пасхальной трапезы), а духовный смысл праздника предполагает необходимость каждому пережить Исход заново, как своё собственное освобождение, как уход из Египта, без которого невозможна встреча с Богом. Между тем в Книге Исхода, в изложении Моисея Песах становится не столько праздником освобождения от власти Египта, сколько праздником избавления от смерти.
Ангел смерти должен ночью пройти по домам египтян, поражая первенцев, и он это сделает, обойдя лишь дома евреев, дома, дверные косяки которых окажутся помазанными жертвенной кровью. Песах становится праздником избавления от смерти. Можно, конечно, было бы сказать, что тут одно связано с другим, что евреям как раз и надо было непременно уйти из Египта, чтобы избежать гибели, но в рассказе акценты явно расставлены несколько иначе, да и сама перспектива становится в нём куда шире и глубже той, что охватывает одни лишь земные события.
Оно и понятно: ведь речь идёт о ситуации, когда фараон сказал Богу окончательное «нет», сказав это «нет» Моисею, Божьему человеку. Теперь в Египте могло произойти всё, что угодно. Речь шла не о привилегиях евреям и не о наказании врагов, а о спасении тех, кто иначе был бы обречён вместе со всеми. Сказав «нет» Богу, фараон направил Египет к пропасти, из которой появился ангел смерти, и теперь Богу оставалось лишь сохранить тех, кто в эту пропасть попасть был никак не должен.
Мы сегодня привыкли воспринимать катастрофы и катаклизмы как события чрезвычайные. Если мы к тому же люди религиозные, мы всякий раз задаём себе или другим вопрос: за что Бог нас так наказывает? Между тем, катастрофы и катаклизмы, равно, как и сама смерть — вовсе не аномалия и не наказание. Для падшего мира всё перечисленное норма. Если же ничего такого в нашей жизни нет, то это милость Божия, это значит, что Бог постоянно держит ситуацию под Своим непосредственным контролем.
После прихода Христа, когда, по собственному Его слову, Царство Божье «приблизилось», всё сказанное может быть не так заметно, как во времена Моисея и Исхода, однако, по сути, ничего в мире не изменилось и не изменится до возвращения Христа во славе и до полного торжества Царства. Люди же не всегда понимали это тогда, зачастую не понимают и сейчас, живя так, как будто и впрямь имеют полное, естественное и неотъемлемое право на мир и безопасность.