Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Быт 8:4-21

Так всё же: что может праведник? Первое, что делает Ной, выйдя из ковчега: он приносит жертву Богу, Который его спас. Это, несомненно, поступок праведника. А Бог? Образ Бога священнописатель здесь намеренно архаизирует, его Бог втягивает ноздрями дым жертвенного костра, как это делают языческие боги, к примеру, у Гомера. Но внешне архаичный и несколько примитивный образ не должен нас обманывать: Бог говорит нечто очень серьёзное и важное. Он говорит: не буду больше уничтожать землю из-за человека, потому, что все намерения сердца человеческого — зло от юности его (соответствующий еврейский текст звучит именно так). Проще говоря, нет смысла очищать землю столь радикальными методами: всё равно, пока на ней живут люди, зла и греха не избежать, не стоит даже пытаться.

Определение, безусловно, абсолютно верное, хотя и очень печальное. А что же праведность? В чём её смысл? Играет ли она хоть какую-нибудь роль в судьбах мироздания? Наверное, всё-таки да. Ведь сохранить мир от катастрофы Бог обещает, вдыхая жертвенный дым. И пусть этот образ иногда вызывает у читателя улыбку, здесь всё вполне серьёзно: мир держится праведностью. Праведностью тех праведников всех времён и народов, собирательным образом которых стал Ной. И если мир ещё не рухнул в пропасть, если он всё-таки дождался прихода обещанного Богом Мессии, в этом их заслуга. Их праведность на земле становится отражением милосердия Божия на небесах. И мир стоит. С трудом, но стоит. И получает шанс на спасение.