Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Есф 4:12-14

Жить, как известно, можно по-разному. И не только в том, что касается образа жизни или занятий. Одну и ту же жизнь, одни и те же события можно прожить и пережить как бы на разных уровнях осознания и осмысления. И тогда, в зависимости от уровня этого самого осознания, получаются иногда очень разные, очень непохожие одна на другую жизни. Вот, например, оказывается человек… допустим, в царском дворце. Что это означает? Благоволение судьбы? Может быть. Удачу, счастливый случай? Наверное, да. Хотя, конечно, в жизни бывает всякое, и царский дворец не всегда оказывается уютным и безопасным местом. Но что такое удача, благоволение судьбы? Что такое вообще судьба? Библия не знает такого понятия, как судьба, рок, фатум и им подобных. В мире ничто не предопределено заранее.

Но есть план Божий, и есть свобода человека следовать или не следовать этому плану. Большинство из нас, людей, живущих в падшем мире, не выбирает и половины тех ситуаций, в которых оказывается. Но в любой ситуации только от нас зависит ответ на вопрос о том, как мы поступим и какой выбор сделаем, когда придётся выбирать. А выбор наш будет зависеть от того, откуда мы смотрим на ситуацию, в которой оказались. Изнутри, оставаясь её неотъемлемой частью, так сказать, элементом ландшафта или интерьера? Или извне, там, где Бог, эту ситуацию создавший Своей волей или Своим невмешательством?

Если внутри — тогда удача, счастливый случай. Тогда — пользуйся этим случаем и не делай ничего, что может у тебя его отнять. Не будь дураком и не делай глупостей. Если извне, там, где Бог — тогда остаётся воля Божья как единственный внутренний императив. Императив абсолютный, вопреки которому не поступишь. Не потому, что нет выбора, а потому, что выбирать приходится между собой настоящим и тем, что тебя разрушит.

Мордехай и задаёт Есфири тот единственно значимый в их ситуации вопрос: какую жизнь ты выбираешь? Божью или свою? От ее ответа зависело будущее еврейской общины Вавилона. Но прежде всего — её собственное будущее. Будет ли оно связано с большим Божьим миром или с маленьким, отдельным от этого большого мира, человеческим мирком. С миром, где можно умереть физически, но нельзя погибнуть духовно, или с мирком, где теряешь даже ту жизнь, которую, как кажется, сумел сохранить.