Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Рим 3:21-31

Тора, по крайней мере, Тора внутренняя, по слову апостола, лишь раскрывает человеку его собственную греховность, ею «познаётся грех». Но где же выход? Что может избавить человека от греха? Павел отвечает: праведность, которая больше Торы. О Божьей праведности свидетельствует Тора и Пророки — так называлось во времена Павла то, что мы сегодня назвали бы Священным Писанием. И лишь явление этой Божьей праведности («правды Божьей») может избавить человека от власти греха. Здесь Павел остаётся верен раввинистической традиции: Тора ведь никогда не была самоцелью, она была нужна как средство утверждения человека на пути праведности.

Но в традиционное раввинистическое понимание проблемы Торы и праведности апостол привносит новое, мессианское осмысление: он говорит о явлении праведности Мессии, праведности Христовой, и о верности Христу («вере в Иисуса Христа») как о единственной возможности для человека приобщиться этой праведности. Божья праведность явлена миру Христом, пролитая Им кровь становится для верных Ему тем же, чем была жертвенная кровь для верующих яхвистов дохристианской эпохи.

Тогда кровь жертвенного животного, приносимого за грех конкретного человека, очищала этого человека от последствий совершённого им греха и открывала ему возможность приобщиться праведности Божьей в той относительной мере, какая была открыта людям до прихода Христа. Теперь Сам Мессия открывает каждому доверившемуся Ему всю возможную для человека полноту Божьей праведности, ставшую доступной миру благодаря Его пути и Его жертве.

Апостол не случайно говорит об искуплении, о выкупе: смерть Спасителя на кресте, пролитая Им кровь стала платой за грех человека так же, как прежде платой за грехи человека становилась кровь тех животных, которых закалывали у алтаря. Как тогда животные отдавали свою жизнь ради того, чтобы открыть человеку путь к Богу, так и теперь Мессия отдаёт Свою жизнь для того, чтобы открыть человеку путь в Царство.

Но тогда и очищение, и приобщение Божьей праведности было частичным, теперь оно становится полным. И не потому, что «дела Торы» могут как-то помочь человеку, а потому, что Божья праведность явлена миру Тем, Кто Сам несёт её во всей полноте. Но Тора этим не обесценивается, по крайней мере, если говорить о Торе внутренней. Ведь верность Христу немыслима без пути праведности и вне его, а значит, она немыслима и без внутренней Торы как той духовной динамики, без которой пути праведности нет. Потому-то и говорит апостол, что всё, сказанное им о спасении через верность Иисусу Христу, отнюдь не обесценивает Тору, но лишь ещё больше её утверждает.