Мысли вслух на Быт 3:21-24

Интересно: жить вечно — награда или наказание? А сама жизнь? Речь, конечно, идёт не о той жизни Царства, которая наказанием быть никак не может. Речь о жизни, которой жили люди до падения, и о той жизни, которой живём сегодня мы. Так что же она: награда или наказание? Если награда, то отлучение человека от дерева жизни — наказание; если же наказанием является сама жизнь, оно, наоборот, становится благодеянием.
Такая постановка вопроса может на первый взгляд показаться абсурдной, если бы… если бы, к примеру, не Книга Иова, главный герой которой проклинает день своего рождения. Не говоря уже об отношении к жизни, например, в буддизме. Хотя если о нём и не стоит говорить, то лишь потому, что буддизм прямого отношения к Библии и к библейской традиции не имеет. По сути же возразить буддистам, которые видят в жизни лишь источник зла и страдания, так же нелегко, как возразить Иову, проклинающему жизнь.
Конечно, то, что называют обычно здравым смыслом (хотя, быть может, речь идёт всего лишь об инстинкте, роднящем человека с животными), подсказывает, что жизнь — это хорошо, а смерть — плохо. Может быть, оно и так, но тогда стоило бы определиться с понятиями. К примеру, жизнь без Бога — это жизнь или смерть? Или нечто среднее? А смерть ради Царства, о которой столько говорил Спаситель? А быть может, жизнь вообще не благо и не зло? И дело вовсе не в том, жить или умереть, а в том, как жить и как умереть?
А ведь дерево жизни само по себе гарантировало лишь поддержание жизни, но никак не её качество. И каким бы должно было стать это самое качество, если бы жизнь падшего человека продлилась в бесконечность, никак при этом не меняясь? Наверное, это была бы самая дурная бесконечность из всех возможных. Может быть, поэтому и закрывают падшему человек доступ к дереву жизни. Для его же блага.