Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Быт 47:1-31

Сегодняшний отрывок посвящён описанию того, как Иаков поселился в Египте, где и окончил свои дни (ст. 27 – 31). Между тем, Иосиф осуществляет свой план скупки имений за долги, тем самым укрепляя египетское государство (ст. 14 – 26). Он занят насущными делами службы, которые, очевидно, исполняет вполне добросовестно; между тем его отец, помня о том, что его соплеменники в Египте всего лишь пришельцы, берёт с Иосифа клятву, что тот не оставит его останки в чужой земле, когда настанет время её покинуть (ст. 29 – 31). Знал ли Иосиф, что его потомкам придётся покинуть страну, для которой он столько сделал? Наверное, знал, если принимал всерьёз данную отцу клятву, а иначе, очевидно, и быть не могло. Что же в таком случае должен был думать Иосиф о собственной роли в упрочении египетской государственности? Он, очевидно, не мог не понимать, что сделанное им послужит не ему. Парадокс ситуации заключался в том, что именно это укрепление египетской государственности в своё время сыграет роковую роль в судьбе потомков Иакова и сделает уход из Египта неизбежным с точки зрения простого физического выживания. Угроза смерти от голода заставила Иакова переселиться в Египет, угроза полной ассимиляции или истребления заставит впоследствии его потомков Египет покинуть. Такой поворот событий можно было бы назвать злой шуткой судьбы, если бы за ним не стоял промысел Божий. Спасая Свой народ от физической смерти, Бог переселил его в Египет; спасая Свой народ от смерти духовной, Он вывел его оттуда. Иаков знал, что так будет; вряд ли этого не знал Иосиф. И, конечно, оба они знали, что ни один, ни другой не доживут до тех времён. И всё же жили и действовали так, как будто это не имеет никакого значения. Да, наверное, так оно и было: ведь если в центре жизни человека стоят отношения с Богом, то и всё, что делает человек, становится частью не только истории, которая проходит, но и вечности, где нет ни прошлого, ни будущего, а есть одно лишь непреходящее настоящее.