Мысли вслух на Втор 30:15

При внимательном чтении Библии нетрудно убедиться, что все библейские книги пронизаны так или иначе выраженной идеей двух путей — пути добра и пути зла, пути благословения и пути проклятия, пути спасения и пути погибели, пути жизни и пути смерти. При этом путь жизни всегда связан с соблюдением Торы и данных Богом заповедей, а путь смерти — с отказом от её соблюдения и с нарушением заповеди. Иногда такая жёсткость вызывает вопрос: а оправданна ли она? Ведь в мире существуют и другие краски помимо чёрной и белой. Всё ли так однозначно? Быть может, есть и какой-нибудь третий путь, к поиску которого так склонна падшая человеческая природа? Обычно ответ на этот вопрос искали и ищут в сфере морали и нравственности, сводя его к разным ценностным системам. Но в морали ли дело? Да и зачем Богу наша мораль? Ему нужна не наша мораль, а наше сердце. И следование заповедям, соблюдение Торы — не средство стать нравственным человеком (это лишь следствие), а способ обрести ту духовную форму, которая сделает для нас возможной богообщение. Даже Декалог — не моральный кодекс, хотя внешне он на него очень похож, а описание того алгоритма богообщения, которое свойственно нормальной, полноценной духовной жизни (насколько духовная жизнь падшего человека вообще может быть нормальной и полноценной). Но тогда путей может быть действительно только два: или к Богу, или от Него. Направлений движения (как физических, так и духовных), разумеется, существует гораздо больше, а вот путей только два. И Бог призывает нас определиться в главном, не отвлекаясь на вторичное. Ведь тут действительно речь идёт о духовной жизни и о духовной смерти.