Мысли вслух на Быт 42:1-38

Сегодняшнее чтение рассказывает нам о первой встрече Иосифа со своими братьями после долгой разлуки. Конечно, первое, что бросается в глаза — упоминание о том, как братья поклонились Иосифу до земли (ст. 6). А Иосиф тут же вспомнил о виденных в детстве сновидениях (ст. 9) и… обвинил своих братьев в том, в чём они заведомо не могли быть виновны: в том, что они шпионы и пришли с тем, чтобы разузнать, где и как лучше напасть на границы (ст. 9 – 12). На первый взгляд, странное поведение: ведь Иосиф узнал братьев (ст. 7), и они поклонились ему; тут бы, казалось, и открыться братьям, и напомнить о прежнем, и насладиться торжеством восстановленной справедливости. А Иосиф вместо этого начинает сложную игру: он не подаёт вида, что узнал братьев, обвиняет их в совершенно невозможных вещах и требует, чтобы в доказательство они представили ему оставшегося дома младшего брата, Вениамина (ст. 3 – 4, 13 – 16). Можно подумать, что это наказание за содеянное, своего рода месть, желание дать братьям почувствовать, каково это — рисковать младшим, любимым братом. Легко избавиться от брата, которого ненавидишь, а каково рисковать жизнью и свободой того, которого любишь? Но и это решение оказывается не окончательным: Иосиф в итоге отпускает всех братьев, оставив лишь одного в качестве заложника, с наказом непременно в следующий раз привезти с собой и младшего брата (ст. 18 – 20). В том, что братьям придётся вернуться, Иосиф не сомневался: он ведь знал, сколько времени должен был продлиться голод. Более того: он велел вернуть братьям всю сумму, уплаченную каждым из них за купленный в Египте хлеб (ст. 25). Наверное, прежний Иосиф, радостно рассказывавший отцу и братьям о своих сновидениях, не замедлил бы открыться пришедшим и напомнить обо всём, что было раньше. Но теперешний Иосиф хочет не доказательства своей правоты и даже не торжества справедливости. Он хочет от братьев раскаяния и обращения. А оно невозможно до тех пор, пока не побываешь, так сказать, в шкуре того, кто пострадал от твоего греха. И Иосиф даёт братьям почувствовать, каково это — терять любимого брата. И вместе с тем даёт понять, что большой египетский начальник, с которым им пришлось говорить (а ведь братья не узнали Иосифа!) отнюдь им не враждебен: вот, даже деньги за купленный хлеб вернул… И братья Иосифа постепенно начинают понимать, что происходящее с ними — за Иосифа, за грех против брата (ст. 21 – 22).