Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Иов 34:1-37

Продолжая свою речь, Элиу, как и друзья Иова, обличает страдальца в нечестии (ст. 2 – 9). Он осуждает Иова за то, что тот, по мнению Элиу, выступая против Бога, делает себя отступником (ст. 34 – 37). Таких обвинений Иову ещё слышать не приходилось. Почему же Элиу столь жёстко оценивает поведение Иова? Он, как и все остальные, участвующие в разговоре, исходит из того, что Бог обладает полной и абсолютной властью над сотворённым Им миром (ст. 13 – 15). Из этой безусловно верной предпосылки Элиу делает вывод о том, что Бог не может быть неправ или судить превратно (ст. 10 – 12), с чем опять-таки нельзя не согласиться. Впрочем, в этом с Элиу безусловно согласились бы и сам Иов, и его друзья. Но Элиу во всемогуществе Божием видит нечто близкое к произволу. Он не случайно сравнивает Его власть над человеком с властью земных правителей, которых невозможно остановить даже тогда, когда их действия кажутся или действительно являются несправедливыми (ст. 17 – 18). Бог Элиу не делает различия между великими и малыми, между богатыми и бедными не потому, что духовное состояние человека для Него важнее его социального положения, а потому, что люди Ему безразличны, и Он тасует земных правителей, как колоду карт, с лёгкостью заменяя одних другими, так что ни о каком суде ни над кем не может быть и речи (ст. 19 – 25).

Конечно, сам Элиу утверждает, что Бог поступает так с беззаконниками (ст. 26 – 30), но это утверждение в данном случае оказывается бездоказательным: ведь, если Бог не рассматривает поступки человека, как вдумчивый судья, если для Него все на одно лицо, как можно быть уверенным, что Его определения вообще соответствуют каким-то человеческим представлениям о праведности и греховности? Неудивительно, что рассчитывать на справедливую оценку своих поступков со стороны такого Бога человек не может, ему остаётся лишь с самого начала признать свою неправоту и умолять своего немилосердного Судью о снисхождении (ст. 31 – 33). Как видно, Элиу действительно глубоко пережил величие и силу Божию. Но это переживание, по-видимому, совершенно заслонило от него Божию справедливость. Бог пророков и мудрецов — не только Бог силы, но и Бог праведности, Он — источник блага и справедливости. Бог Элиу — только Бог силы, Он не источник блага и справедливости, Он выше их и, по сути, к ним безразличен. Бог пророков — источник нравственной нормы, и в этом смысле Он выше нравственности, Бог Элиу вообще внеморален. Именно такого Бога больше всего боялся встретить Иов; именно о таком Боге свидетельствует ему Элиу.