Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Иов 33:1-33

Элиу начинает свою речь весьма обязывающим заявлением. Он говорит Иову: я человек, такой же, как ты, но я буду говорить с тобой от лица Божия. Бог дал мне знание, и я сумею сказать тебе то, что ты хочешь услышать от Него. Но я не Бог, и тебе нечего бояться: ты хотел, чтобы Бог говорил с тобой, как человек с человеком; считай, что Он это делает через меня (ст. 1 – 7). Что же говорит Элиу Иову? Он говорит: ты неправ, утверждая свою невиновность, ведь Бог выше человека, и Он не обязан ни перед кем ни в чём отчитываться (ст. 8 – 13). По сути, Элиу в данном случае повторяет аргумент, уже много раз слышанный Иовом от своих друзей. Что же нового хочет сказать Иову Элиу, говоря, по собственному своему утверждению, от лица Божия? Он говорит: Бог суров, Он может предупредить человека через сновидение (ст. 14 – 18), а если человек не поймёт или не примет такого откровения, то следующим предупреждением может стать тяжёлая, быть может, смертельная болезнь (ст. 19 – 22). И спастись от смерти тогда, по словам Элиу, можно только чудом, помочь человеку в такой ситуации может лишь вмешательство свыше (ст. 23 – 28).

Такая ситуация может повториться в жизни человека не один раз, так, что Иову нечего удивляться тому, что с ним произошло (ст. 29 – 30). Как видно, Элиу по существу ничего не добавил к тому, что сказали Иову его друзья. Главный аргумент, приведённый Элиу в его речи, уже звучал не однажды: никто не чист перед Богом, и Он лучше знает, когда, кого и как наказывать или миловать. Меняется лишь образ Бога, становящийся суровым и беспощадным. Бог у Элиу, очевидно, выступает, как грозный обвинитель и судья, наказывает Он всех без исключения, что и не удивительно: ведь чистых перед Ним нет. А если кому-то и удаётся спастись от смерти, если этот грозный Бог и помилует кого-то, то такую милость надо считать настоящим чудом. Иезекииль говорил от лица Божия, что Бог не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы грешник обратился и остался жив. Элиу, как видно, от лица Божия утверждает прямо противоположное: Бог хочет, чтобы каждый грешник страдал, а избавляет Он от страданий лишь немногих избранных. Говоря так, Элиу, быть может, сам того не замечая, показал Иову Бога именно таким, каким Иов никак не мог Его принять.