Мысли вслух на Быт 39:1-23

Сегодняшнее чтение рассказывает нам об испытании, выпавшем на долю Иосифа в Египте. Казалось бы, испытанием была уже сама продажа Иосифа в рабство; что же могла добавить к этому египетская тюрьма, в которой оказался Иосиф (ст. 19 – 20)? И всё же, как ни покажется это на первый взгляд парадоксальным, именно она стала первым по-настоящему серьёзным испытанием для Иосифа, хотя положение его в заключении отнюдь нельзя назвать очень уж тяжёлым (ст. 21 – 23). Ведь именно здесь, в Египте, Иосифу впервые пришлось пережить жизненный взлёт и жизненное падение. Став управляющим в доме своего господина (ст. 1 – 6), Иосиф, юридически оставаясь рабом, фактически сделал карьеру и занял такое положение в обществе, о котором любой из его соплеменников мог только мечтать, притом в стране, жить в которой почли бы за счастье не только полудикие кочевники, но и обитатели многих соседних, вполне цивилизованных, стран. Потерять такое место, да ещё потерять его так, как потерял Иосиф, было самым настоящим жизненным крахом. Но не это было самым страшным. Самым страшным и разрушительным для духовной жизни Иосифа было то, что случившееся с ним было не просто незаслуженным, но произошло как раз потому, что Иосиф твёрдо следовал тем нравственным нормам, которые, по-видимому, считал для себя абсолютно непреложными (ст. 7 – 18). Вряд ли, попав в Египет, Иосиф мог забыть о Боге своих отцов; и, хотя Декалог ещё не был открыт Богом Своему народу, какие-то нравственные нормы Иосифу, как и всем его сородичам, должны были быть известны, притом известны именно как данные Богом и потому непреложные. И вот случилось так, что, следуя этим данным Богом нормам, Иосиф вместо вознаграждения попадает в египетскую тюрьму! Такой поворот событий любого мог заставить усомниться не только в незыблемости нравственных норм, но и в самом существовании Бога. Ведь в те времена люди были уверены, что благоволение высших сил влекло за собой благоденствие и процветание, а всякое несчастье рассматривали как знак гнева свыше. И теперь Иосифу предстоял очень серьёзный духовный кризис: ему надо было или полностью пересмотреть эти традиционные для своей эпохи представления, или утратить веру. С другой стороны, пройдя через кризис и сохранив при этом доверие к своему Богу, Иосиф выходил на новый уровень отношений с Ним, которые теперь не зависели от жизненных успехов или неудач. И, судя по тому, что Бог не оставляет Иосифа в заключении (ст. 21), Иосиф не утратил веру, пройдя через кризис. И тогда перед ним, как это и бывает обычно в таких случаях, открылся следующий этап духовного и жизненного пути.