Мысли вслух на Иов 29:1-25

Продолжая свою речь, Иов вспоминает ту праведную жизнь, которую он вёл прежде (ст. 2 – 25). На первый взгляд может показаться, что он лишь хвалит себя, выставляя напоказ свою праведность. Но дело не в самовосхвалении, и даже не в том контрасте, который представляет собой эта прежняя жизнь по сравнению с тем положением, в котором оказался Иов после того, как его постигли бедствия, попущенные Богом. Перечисляя сделанные им добрые дела, Иов даёт своего рода отчёт Богу, как бы подводя итог своей прежней жизни. Он не может не понимать, что эта прежняя, правильная, добродетельная и благочестивая жизнь кончилась. Подводя итог, Иов как бы говорит Богу: я сделал всё, что мог и должен был сделать праведник, следующий за Тобой. Я исполнил всё, что возможно человеку, мне не в чем себя упрекнуть, никто не скажет обо мне ничего плохого. Я не только не сделал никому никакого зла, я творил добро полной мерой, столько, сколько позволяли мне мои силы и обстоятельства. Как видно, Иов совершенно искренен в своих словах. Это не похвальба, это подготовка к суду, к той тяжбе с Богом, о которой не раз говорил сам Иов.
Можно было бы сказать, что, перечисляя всё, сделанное им в прошлой жизни, Иов представляет на суд своё дело, то досье, где содержатся все касающиеся его материалы, свидетельствующие о праведности тяжущегося. Такая позиция неудивительна: ни в допленный, ни в послепленный период праведники не считали нужным ни скрывать своей праведности, ни стесняться её. Конечно, выпячивать свою праведность, как это делал евангельский фарисей, считалось для настоящего праведника делом малопристойным. Но если уж дошло до суда, праведнику нечего скрывать, он не будет лжесвидетельствовать о себе, называя себя грешником там, где он не видит греха. И Иов тоже представляет Богу аргументы своей праведности. Он тем более имеет на это моральное право, что речь идёт не о словах, а о делах, притом о таких делах, за которые Иова могли бы поблагодарить многие из тех, кому он помог. Не сказать об этом перед лицом Божиим, не ответить на прозвучавшие только что обвинения в нечестии означало бы с такими обвинениями согласиться. Но Иов не согласен на ложь, он считает свои поступки поступками праведника, и он прямо говорит об этом Богу.