Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Евр 10:1-10

Продолжая разговор о жертвоприношениях, автор послания вновь возвращается к теме, к которой не раз обращался Павел: к теме недостаточности Торы для полного преображения человека, которую он, будучи учеником и последователем апостола, иллюстрирует на примере священнической Торы, предписывавшей регулярные жертвоприношения, в том числе и очистительные. Он обращает внимание на то, о чём не раз говорил его учитель: следование Торе позволяет противостоять греху, но не даёт возможности избавиться от греха раз и навсегда. Применительно к священнической Торе это означает дурную бесконечность жертвоприношений, которой не видно конца потому, что после каждого очищения, неизбежно относительного, и каждого освящения, неизбежно неполного, очищенный и освящённый человек снова грешит и теряет освящённость (ст. 1 – 2). Жертвенная кровь может очистить от последствий конкретного греха, но она не может избавить от того, что в новозаветных книгах называется первородным грехом, так, что очистительные жертвоприношения парадоксальным образом становятся для человека напоминанием о греховности, от которой они должны были бы его избавить (ст. 3 – 4). Настоящее же, полное очищение совершается один раз, так же, как и полное освящение может быть только однократным: ведь полное очищение избавляет человека от его греховности раз и навсегда, а полное освящение, даже оказываясь растянутым во времени, тем не менее не предполагает возможности утраты освящённости и возвращения в прежнее состояние, после которого всё пришлось бы начинать сначала.

Именно поэтому и говорит автор послания об окончательном освящении верных «однократным приношением тела Иисуса Христа» (ст. 10). Такое окончательное освящение и открывает ищущим дорогу в Царство, полностью меняя прежний алгоритм очистительных и всех других жертвоприношений. Именно в этом смысле и говорит автор послания о ненужности прежних жертвоприношений: они актуальны лишь для прежнего, дохристианского порядка вещей (ст. 5 – 9). В Царстве же священническая Тора перестаёт быть актуальной в том же смысле, в каком перестаёт там быть актуальной Тора вообще: после преображения мира и человеческой природы она уже не нужна, как средство борьбы с грехом, который оказывается побеждён окончательно. И священническая Тора перестаёт быть актуальной в Царстве, как средство того неполного очищения и относительного освящения, каким она была прежде, когда мир ещё лежал во зле (ст. 9).