Мысли вслух на Быт 16:1-16

История с Агарью современному читателю не может не показаться, как минимум, странной. Между тем, в эпоху Патриархов так поступали нередко, ведь ребёнок, даже родившийся от рабыни, всё равно мог наследовать хозяину дома при условии, если хозяин дома был его отцом. А бездетность считалась у древних тяжёлым несчастьем и знаком гнева богов. В случае же Авраама ситуация утяжелялась ещё и нетерпеливым ожиданием Сарры: ведь она не хуже своего мужа знала о завете и о данных Богом обещаниях. Между тем, прошло уже десять лет (ст. 3), и Сарра, естественно, беспокоилась всё больше: она старела, старел и её муж, а обещанного Богом наследника всё не было (ст. 1 – 2). Рушилось всё, ради чего Авраам покинул когда-то землю отцов и переселился в чужую, неведомую страну! И в голове Сарры сама собой родилась мысль: а не ускорить ли ход событий? Быть может, именно этого и ждёт от неё Бог? Конечно, ребёнок рабыни — не свой, но, по крайней мере, он всё же будет считаться наследником, и дело Божие будет продолжаться. Так на свет появился Измаил, а вместе с ним — презрение и ревность (ст. 4). Казалось бы, какое может быть соперничество между хозяйкой и рабыней? Но рабство у евреев никогда не было таким, каким оно было у древних греков и римлян, или у древних египтян, где рабы порой не считались за людей. Рабство у евреев было мягким, патриархальным, и на рабов смотрели, в сущности, как на младших, неполноправных членов племени, которые, конечно, на совете племени не имели права голоса, но в остальном были такими же, как все. Не случайно подростка и раба евреи называли в древности одним и тем же словом. И если рабыня делалась матерью наследника и наложницей хозяина, положение жены в доме становилось неоднозначным (ст. 5). Авраам же, по-видимому, рассматривал все жалобы и упрёки со стороны Сарры как не вполне справедливые: ведь, в конце концов, Сарра сама, по собственной инициативе, создала ситуацию, из-за которой теперь страдала. И он предоставил ей возможность разрешить эту ситуацию по собственному усмотрению (ст. 6). Решение оказалось быстрым, хотя едва ли справедливым: Агарь вместе с её ребёнком фактически выгнали из дому (ст. 6). По-видимому, женская ревность перевесила все соображения, которые прежде заставили Сарру обратиться к Агари с предложением родить хозяину наследника. Наверное, и Аврааму, и его жене после всего случившегося стало ясно, что планы Божии невозможно осуществить одними человеческими усилиями. Иногда, как оказалось, лучшей помощью Богу в осуществлении Его плана становится терпеливое ожидание. Впрочем, Бог не оставляет беглецов (ст. 7 – 12): в конечном счёте, именно Ему приходится решать проблемы, которые создают люди, желающие, но не умеющие Ему послужить. Всё разрешается благополучно, и на Ближнем Востоке появляется ещё один народ со своим будущим и со своей историей. Бог для каждого находит место под солнцем. И всё же при чтении сегодняшнего отрывка невольно возникает вопрос: стоит ли создавать лишние проблемы и Богу, и самим себе?