Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Быт 13:1-18

Для описания отношений между Богом и человеком библейские авторы нередко прибегают к понятию союза, или, выражаясь библейским языком, завета между Богом и человеком. Всю Библию можно прочитать как историю откровения и историю завета. Одно неотделимо от другого: ведь прежде, чем такие отношения станут возможны, Бог должен сделаться видимым для человека и протянуть ему Свою руку. Иначе никаких отношений у человека с Богом не будет: никто не может сам, своими силами дотянуться до Бога. Здесь не помогут ни богословские знания, ни интуиция, ни мистические озарения. Самое большее, что может человек узнать о Боге — это почувствовать, что есть Нечто, о чём невозможно ничего рассказать и что невозможно описать, и это Нечто в то же время выше всего, что есть в мире. Об этом высшем Начале знали язычники, и многие из них верили, что именно там и надо искать источник всего, что нас окружает, и причину всего, что вокруг нас происходит. Но никто в языческом мире никогда не пробовал обратиться к этому неведомому Нечто с просьбой или с благодарностью: оно было слишком далеко, и никаких отношений с ним быть не могло. Бог Авраама другой: Он не просто первым обращается к Аврааму, но и устанавливает с ним прочные и постоянные отношения, без которых невозможен никакой союз. Конечно, Богу эти отношения с самого начала открыты полностью, Он, заключая союз с Авраамом, в Своей вечности видит уже не только всю историю народа Божия, но и рождение Христа, и Его смерть на кресте, и Воскресение, и даже возвращение Воскресшего во славе. Но задуманное Богом в вечности раскрывается во времени, а потому и отношения Его со Своим народом тоже развиваются во времени. И тогда единый в вечности Божией Завет распадается во времени на множество сменяющих друг друга заветов, так, что комментаторы и исследователи Библии уже несколько веков спорят о том, сколько всё же в Библии заветов. В самом деле, можно ли считать данное Богом Аврааму уже в Палестине обещание (ст. 14 – 17) подтверждением прежнего завета, или его обновлением? Или это ещё один, второй завет с Авраамом? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Завет — это живые, развивающиеся отношения, которые растут, как дерево, и, как у дерева не всегда легко определить, где заканчивается ствол и начинается крона, и уж тем более никак нельзя их разделить, так и в истории завета не всегда легко определить, где заканчивается один этап и начинается другой. И только в конце пути, когда замысел Бога воплощается полностью, становится ясно всё.