Мысли вслух на Екк 11:1-10

Что же остаётся человеку в жизни, где не обрести смысла и не найти промысла Божия? Как видно, остаётся лишь просто жить, жить так, как будто этот смысл есть, а промысел Божий всё же как-то, неведомыми человеку путями, действует в мире, оставаясь скрытым от людей. Никто не знает своей судьбы, не знает и того, как сложатся обстоятельства и как пойдут дела, но это не повод для пассивной жизненной позиции (ст. 3 – 5). Невозможно предусмотреть всего, но важно сделать всё возможное для того, чтобы поставленная задача была решена (ст. 1 – 2).
Мудрость жизни, к пониманию которой пришёл Екклесиаст, оказалась, в сущности, довольно простой и понятной: ты не знаешь воли Божией и путей промысла, а потому сделай всё для того, чтобы достичь успеха, и предоставь Богу остальное (ст. 6). Такое мироощущение мало похоже на пламенную веру пророков или уверенное спокойствие мудрецов, но это и не удивительно: ведь речь идёт о мироощущении человека, понимающего, что мир не изменить, а праведность и мудрость ценятся в нём слишком мало для того, чтобы можно было надеяться на их торжество. Ни за что нельзя ручаться, но важно сделать всё возможное. И, конечно, никогда нельзя упускать случая порадоваться, когда Бог даёт человеку такую возможность: ведь радостных дней в жизни куда меньше, чем печальных, так что жаль было бы упустить даже один из этих радостных дней (ст. 7 – 8).
Конечно, радость не должна быть такой, чтобы радующийся забыл о Боге, но, как видно, для Екклесиаста страх Божий, память о Суде и радость — вещи совместимые (ст. 9 – 10), быть может, потому, что и радость, о которой он говорит, неотделима от той, что переживается человеком в присутствии Божием.