Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Евр 11:32-40

Завершая разговор о вере и верности, автор послания упоминает многочисленные случаи тех свидетельств верности Богу и заключённому с Ним завету, перечислять которые было бы так долго, что у него на это перечисление просто не хватило бы времени (ст. 32 – 38). Но никто из них, говорит автор, не получил обещанного потому, что получить его они могли лишь вместе с теми, о ком, по его словам, «Бог предусмотрел нечто лучшее», о тех, которые, став свидетелями прихода в мир Спасителя, через Него приобщились к жизни Царства, «достигнув совершенства» (ст. 39 – 40). Речь идёт, как видно, о той полноте Царства, которая, само собой разумеется, не могла быть открыта миру до прихода Мессии. Но теперь, когда Царство, по слову Спасителя, «приблизилось» и открылось миру, всё более его преображая, оказалось, что все, его искавшие и ожидавшие, независимо от того, когда они жили и когда завершили свой земной путь, получили возможность приобщиться к полноте жизни, которую они предчувствовали, но которой не могли получить. Как видно, действие дыхания Божия, пронизывающего Царство, распространяется не только на настоящее и на будущее, но и на прошлое.

Конечно, в границах нашего, ещё не преображённого мира такое воздействие на прошлое было бы совершенно невозможным, но Царство живёт по иным законам, и, распространяясь в мире, оно, очевидно, включает в свои границы не только всё существующее пространство, но и всё существующее время (или, как видится это нам, все времена, и нынешнее, и все другие, равно прошедшие и ещё не наступившие). Разумеется, это вовсе не означает, что всё, что когда-либо происходило или сегодня происходит в мире, автоматически становится частью Царства, преображаясь и приобщаясь к его жизни. В Царство может войти лишь то, что ему сродно, что не противоречит его природе и его законам. Тому злу, в котором, по слову Спасителя, лежит сегодня мир, места в Царстве не будет, так же, как не найдётся в нём места и тем, кто сознательно выбирает путь зла. Но те, кто избрал Царство и путь праведности, войдут в него даже в том случае, если законы непреображённого мира такого не допускают: ведь они с Царством одно, Царство — их духовная родина, а потому, как только его законы достигают нашего, ещё не преображённого мира, искавшие и ожидавшие Царства сразу же оказываются в нём и начинают жить по его законам, а законы непреображённого мира теряют над ними всякую власть. Только так торжество Царства может стать полным, только так его может обрести каждый ищущий, независимо от того, когда ему суждено было пройти свой земной путь.