Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на Екк 4:7-8

Читая Екклесиаста, начинаешь понимать, что в буддизме есть своя глубокая правда. Хотя и не во всей полноте. Правда мира, не знающего Божьего присутствия. Не имеющего мессианской перспективы, а значит, и перспективы Царства. Впрочем, сам Будда, вполне возможно, видел его отблески, ощущал его, тогда еще отдалённое, дыхание. Не случайно же он не хотел говорить о своём опыте под баньяновым деревом. Или не мог выразить его словами. Он говорил лишь о нирване, о том безмолвии, за которым скрыто невыразимое. Но вот если этого невыразимого нет, если его присутствие, пусть и отдалённое, не ощущается, тогда нирвана становится пустотой, а жизнь — бессмыслицей. И никакая религия, даже самая правильная, ничего тут не может изменить. Чтобы смысл появился, нужна не религия, нужен живой Бог.

Нужно Царство — хотя бы как обещание, как отблеск, как лёгкое дуновение. Говоря яхвистским языком, нужна мессианская перспектива. Пророчество о Мессии и о Царстве. В Книге Екклесиаста этой перспективы нет. И смысла в жизни поэтому тоже нет. Или, вернее, есть, но как бы где-то в отдалении. Вне времени и пространства. На границе мира и Божьей вечности. Но там, на границе, лишь покой и безмолвие, сродни тем, которые пережил Будда под баньяновым деревом. Они не проникают в мир, в бесконечный круговорот пространств и времён. И мир поэтому неизменен и неисправим. И жить в нём не стоит.

Не потому, что он не достоин праведности праведника, а потому, что с точки зрения праведника и пути праведности он бесперспективен, если нет впереди Царства и нет Мессии, Который сделает мир другим. И человека тоже: ведь, при взгляде из покоя и безмолвия, все намерения и вся активность человека оказывается лишь ненужным и бессмысленным самоутверждением, она только добавляет суеты туда, где её и без того хватает. Любая интенция, любое намерение человека оказываются бессмысленными, они не придают смысла его жизни, а лишь уменьшают вероятность его найти. Но тогда зачем вообще жить? Какой смысл в том, что человек рождается в этот мир? Что такое тогда рождение человека: глупая шутка Бога или не менее глупая случайность, к которой Бог не имеет отношения?

При любом ответе ясно, что лучше вообще не жить жизнью мира сего, чем жить в отсутствии смысла. Вывод вполне буддийский, и ничего странного в нём нет: ведь речь идёт об объективных законах жизни, духовных в первую очередь, которые не зависят от того, где человек родился и в какие времена жил. Но опыт, отражённый буддизмом и Книгой Екклесиаста — ещё не последнее слово. Это лишь слово человека, ищущего Бога и Царства. А Бог ещё Своего слова не сказал. Оно впереди.