Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Деян 10:1-23

Уже древние пророки говорили о том, что мессианское Царство будет открыто не только для евреев, но и для язычников, по крайней мере, для тех из них, кто захочет посвятить свою жизнь Богу Израиля. И вот теперь Мессия пришёл, Царство входит в мир, и настало время язычникам приобщиться его жизни. Одним из таких ищущих Царства и был римлянин Корнилий. Офицерский чин (он был центурионом) не помешал Корнилию в поисках истины: как видно, этот человек был из тех, кого называли в те времена «боящимися Бога». Он не перешёл в иудаизм, но в Бога Израиля он верил.

А упомянутые автором добрые дела Корнилия говорят о том, что вера его не была умозрительной. Путь в Царство для таких людей был самым естественным: в этом мире им было уже нечего искать. И Бог посылает своего вестника, чтобы указать Корнилию дальнейший путь, который должен был привести его в дом Петра. Петру же другой вестник сообщает о грядущем посещении его дома Корнилием и о том, что это посещение означает. Сообщает в форме символического видения: некошерная (нечистая) пища, блюдо с которой оказывается перед Петром, очевидно, символизирует тех самых язычников, которым, как тогда думали, в Церкви не место, как не место в ней ничему нечистому.

Предполагалось, что вначале ищущие Христа и Царства должны принять иудаизм, а уж потом можно будет говорить с ними о Мессии и обо всём прочем. Но Бог судит иначе. Он говорит Петру: что Бог очистил, того нечистым не считай. В самом деле: разделение мира на чистое и нечистое изначально было связано с его падшим состоянием, с тем, что не всё в мире в этом падшем состоянии подлежало освящению в равной мере. Но теперь в мир вошло Царство, а в Царстве нет ничего, что не могло бы быть освящено во всей полноте.

Разделение между чистым и нечистым в Царстве исчезает не потому, что имеет место возвращение в некое первобытное состояние, когда человек ещё не мог отличить чистоту от нечистоты, а потому, что мир в Царстве преображается, а всякая нечистота из него при таком преображении изгоняется вместе с тем злом, в котором пребывает падший мир. Вот это и было открыто Петру перед его встречей с Корнилием.