Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Деян 8:26-40

Сегодняшнее чтение показывает нам, как действует дух Божий на сердце ищущих Бога. Речь в рассказе идёт, как видно, об одном из тех, кого в Библии называют прозелитами. Прозелитами были выходцы из нееврейской среды, уверовавшие в Бога Авраама, но не принявшие иудаизм во всей его полноте. Они были монотеистами, но не соблюдали иудейских религиозных законов, да от них этого, собственно, и не требовалось: ведь евреи всё равно не считали их частью народа Божия. Для них прозелиты оставались обратившимися к их Богу язычниками, чужаками, которых, конечно, допускали в Храм, но отдельно от евреев. Для прозелитов в это время в Храме существовал отдельный двор, который назывался двором язычников. Эфиопский придворный как раз и принадлежал к числу таких прозелитов, и в Иерусалим он приехал, очевидно, как паломник (ст. 27). Надо отметить, что прозелиты интенсивностью своих духовных исканий нередко превосходили самих евреев, что и не удивительно: ведь они обратились к Богу не благодаря, а вопреки среде, в которой родились и выросли, и каждое такое обращение было обычно глубоко прочувствовано, а нередко и выстрадано. И мессианские ожидания среди прозелитов были даже более напряжёнными, чем в еврейской общине: ведь прозелиты нередко оказывались чужими и для евреев, и для своих собственных соплеменников, так что единственной их надеждой оставалась надежда на грядущего Мессию, Который, по свидетельству древних пророков, примет в своё Царство каждого ищущего. Неудивительно, что эфиопский вельможа по дороге из Иерусалима перечитывает вторую часть Книги Исайи (ст. 32 – 33) — именно здесь о Мессии говорится так, как нигде более в Ветхом Завете. Но разобраться во второй части Книги Исайи было порой непросто: по-видимому, уже в евангельскую эпоху в раввинистической среде шли дискуссии о том, что в ней относится к Мессии, а что — к самому пророку (ст. 34). Одного текста оказывается явно недостаточно: необходимо объяснение (ст. 30 – 31). Так изучение Писания подводит изучающего к той границе, за которой лежит Царство. Но для того, чтобы её перешагнуть, одного текста оказывается недостаточно, и даже теология не в состоянии здесь помочь. Чтобы решиться, необходимо свидетельство того, кто знает, что такое Царство, и Бог посылает навстречу ищущему такого человека. Объяснение Филиппа было, очевидно, именно свидетельством (ст. 35), и оно помогло эфиопскому вельможе сделать решительный шаг (ст. 36 – 38). Так Писание подводит человека к Царству, а свидетельство человека, направляемого духом Божиим, помогает в него войти.