Мысли вслух на Лк 5:12-16

Прокаженный, о встрече которого с Господом Иисусом рассказывает сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, одновременно являет и дерзновение и смирение. По закону он не имеет права не только приближаться к людям, но даже и входить в поселения. Поскольку проказа — заразная болезнь, закон предписывал пресекать всякие контакты прокаженного с остальным миром. Помимо медицинской стороны дела, соприкосновение с прокаженным или даже его вещами считалось осквернением, источником ритуальной нечистоты. Однако он пришел в город, несмотря на опасность быть побитым камнями, пришел потому, что ему жизненно необходимо было встретить Учителя из Назарета. В сущности, это был его единственный шанс, единственная надежда, потому что лечить проказу не умели, — но история Израиля знала случаи исцеления от нее, совершившиеся по молитве пророков.
И вот этот прокаженный проходит по городу, стараясь не привлекать к себе внимания, и, наконец, добирается до Иисуса. Здесь уже нет места дерзновению, в предельном возможном преклонении он падает ниц пред Иисусом и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить». Точный смысл греческой фразы - «если хочешь, ты в силах меня очистить». Для того чтобы совершилось чудесное и невероятное исцеление, требуется только воля, желание Иисуса — ничего более. Тем самым прокаженный исповедует Иисуса больше, чем Учителем или Пророком, он исповедует Его всемогущество.
К счастью, иных свидетелей этой сцены, кроме апостолов, скорее всего, не было. В противном случае разгорелся бы ужасный скандал; Спасителю пришлось бы спешно уходить из этого городка, если бы какие-нибудь фарисеи увидели, что сделал Господь. Для любого учителя, рабби, было бы осквернением даже говорить с прокаженным, да и любой рабби-фарисей первым делом прогнал бы его из города. Именно поэтому прокаженный говорит «если хочешь», он смиренно признает противозаконность своего отчаянного поступка. Но Иисус наклоняется (ведь прокаженный все еще лежит на земле) и прикасается к нему рукой! Этот жест — удивительно яркая икона Божьего милосердия. Как в капле воды, в нем отражается все Откровение Нового завета. И такие, в сущности, простые и обыкновенные слова Иисуса: «Хочу, очистись», - звучат в этот момент, как повеления Всемогущего в первые дни мироздания: «...ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9). И смирение, упование и дерзновение прокаженного оказываются образом нашего спасения.